Работа Петербургского института ядерной физики (ПИЯФ) приостановлена решением Ленинградского областного суда по требованию госпожнадзора. Проводившие в институте проверку сотрудники регионального МЧС выявили более двухсот нарушений требований пожарной безопасности, причем одни из самых серьезных - в здании, где располагается действующий ядерный реактор. В МЧС заявили: аналогичная проверка, проведенная год назад, привела к аналогичным результатам, но ядерщики не сделали должных выводов.

И никакой автоматики

Плановая проверка пожарной безопасности ПИЯФа началась в конце прошлого года и привела к сногсшибательным результатам. По словам начальника отдела градостроительной деятельности управления госпожнадзора ГУ МЧС по Ленобласти Михаила Куприкова, практически во всех зданиях института ядерной физики отсутствуют элементарные средства пожарной безопасности. При этом Куприков подчеркнул: речь идет не о каком-то серьезном электронном оборудовании - проблема в простейшем.

Как выяснили сотрудники МЧС, в зданиях в прошлом элитного советского института отсутствуют огнетушители, пожарные выходы, крышки на электрораспределительных щитках. Там практически нет работоспособных систем аварийной автоматики. Проще говоря, по мнению пожарных, там нет вообще ничего того, что за последние десятилетия умные люди придумали для предотвращения пожаров и их страшных последствий. Плюс полностью отсутствует соблюдение техники безопасности при работе с электрикой.

Кстати, почти обо всем этом руководителям института ядерной физики сотрудники МЧС, по словам Михаила Куприкова, сообщили еще год назад, когда проводилась предыдущая аналогичная проверка. Но ни к чему конструктивному это не привело. Видимо, институту катастрофически не хватает финансирования. Мы ведь не можем предположить, что руководители столь серьезного заведения не придают значения вопросам пожарной безопасности.

Не «Хромая лошадь»

Кто-то скажет: это же вторая «Хромая лошадь». Ничего подобного! ПИЯФ - это намного серьезнее.
Петербургский институт ядерной физики имеет ряд уникальных особенностей. Во-первых, на его территории располагаются два ядерных реактора: большой новый реактор и маленький старый, установленный там еще в советские времена. Насколько нам известно, на момент проверки в институте работал старый реактор, новый был заглушен. И именно в здании, где располагается работающий реактор, обнаружились наиболее серьезные нарушения правил пожарной безопасности.

Кроме того, ПИЯФ располагается в городе Гатчина Ленинградской области довольно близко от больших жилых массивов. А еще на территории института находится ТЭЦ, которая обеспечивает Гатчину горячей водой. Так что подобное отношение к пожарной безопасности в таком учреждении представляется по меньшей мере легкомысленным.

Наверное, поэтому сотрудники МЧС, во второй раз подряд столкнувшиеся с одними и теми же нарушениями, обратились в суд.


«Никто ничего не закрывает...»

Гатчинский городской суд принял решение приостановить деятельность института на двадцать дней, что у представителей самого института вызвало бурю эмоций.

В суде они высказались в том смысле, что ПИЯФ - объект государственной важности и закрывать его ну никак нельзя, потому что вместе с ним «закроется» теплоснабжение целого города - Гатчины. А приостановка работы ядерного реактора вообще сравнима с катастрофой на планете Пандора из популярного кинофильма «Аватар». И чисто технологически они, конечно, правы: заглушить ядерный реактор щелчком рубильника действительно невозможно.

В качестве иллюстрации собственных усилий, направленных на борьбу с потенциальными пожарами, представители института заявили, в частности, о том, что разобрали завалы на пути к нескольким пожарным выходам.

Решение Гатчинского городского суда физиков-ядерщиков предсказуемо не устроило, в связи с чем недавно дело рассматривалось вновь в кассационной инстанции Ленинградского областного суда. В результате решение гатчинской Фемиды оказалось чуть-чуть смягченным: деятельность ПИЯФа приостановлена не на 20, а на 15 дней, причем не целиком, а в нескольких корпусах, в том числе в тех, где располагаются реактор и ускорители.

Интересно, что секретарь директора института Владимира Самсонова передала нам по телефону слова своего шефа: «Никто, в общем-то, ничего не закрывает»! Получить более подробные комментарии у господина Самсонова не удалось в связи с его чрезвычайной занятостью. Хочется надеяться, что занятость Владимира Михайловича свя зана с приведением зданий института в соответствие с требованиями противо пожарной безопасности.

 

Константин Шмелёв

Полностью материал читайте в газете "Ваш тайный советник"

Кстати

Жертва пилотного проекта?

В этой истории есть еще одна сторона, про которую необходимо рассказать, чтобы ситуация выглядела полноценно объективной.
Дело в том, что, как нам кажется, достаточно давно вокруг Петербургского института ядерной физики развивается конфликт интересов, связанный с кардинальным изменением его статуса и, как следствие, с возможной сменой тех высокопоставленных лиц, которые будут контролировать немалые финансовые потоки, выделяемые на работу ПИЯФа. Практика показывает, что такие пертурбации часто влекут смену руководства самого учреждения.

Своевременное выявление нарушений, в том числе противопожарной безопасности, вполне может дать повод для отставки господина Самсонова.

В конце прошлого года президент Дмитрий Медведев подписал указ «О дополнительных мерах по реализации пилотного проекта по созданию нацио нального исследовательского центра «Курчатовский институт». Центр предпола гается создать на базе РНЦ «Курчатовский институт», а одним из положений этого указа является передача ПИЯФа под ведомство будущего национального центра. До сих пор наш институт ядерной физики был подведомственен Россий ской академии наук. Теперь он будет замыкаться на новый национальный иссле довательский центр, который, как предполагается, в свою очередь будет замы каться напрямую на правительство РФ.