Жалость женщины к бездомным животным обернулась трехлетней тяжбой и бессонницей соседа. На кону вопрос, как собачья свора нарушает чужие права. 47news послушал обе стороны забора.
В Ленинградском областном суде 1 октября судили 60-летнюю пенсионерку из Кингисеппа Светлану Осипову и ее 26 собак. Все проживают на участке ИЖС площадью 10 соток. С гражданским иском обратился сосед, тоже пенсионер Владимир Агапов, который больше не мог жить с таким за забором. Если вдуматься, решение суда ставит точку не только в частном споре, но и покажет, может ли такое многоголовое соседство быть под боком у любого жителя Ленобласти. А если нет, встает вопрос, куда девать животных. И Светлана Осипова с этим вопросом уже сталкивалась.
"У меня не приют, все эти собаки – мои, у каждой ветпаспорт, прививки, стерилизованы, гуляют только на участке, за забор я их не вывожу. Подбирать стала с 2013 года, ну не могу мимо пройти. Одну собаку к воротам мужчина привез в мешке, выгрузил, а отказала бы - выбросил", – еще до суда объясняла мне, как так вышло, Светлана.
Последнюю в ее хозяйстве суку с четырьмя щенками забрала из пункта временного содержания 24 августа. Живет она на пенсию 20 тысяч, на руках кроме собак – взрослый сын-инвалид. Сколько тратит на питомцев, не считает. Вольеры и будки делали сами.
"Условия содержания не удовлетворительные. На участке грязно, расположено несколько самодельных вольеров, часть животных находится на улице", – сообщили 47news об Осиповой в управлении ветеринарии Ленобласти.
Конфликт с соседом начался в 2019-м, говорит, доходило до рукоприкладства. Призналась, что получила 60 часов общественных работ за то, что пустила в ход лопату. С виду она невысокая, хрупкая, но выходит, что бойкая. На заборе у нее табличка с надписью: "Осторожно, злые собаки и злая хозяйка".
Суд длится с 2023 года, когда, говорит, было 18 собак. Другие соседи поддержали Агапова, мол, лай стоит круглые сутки, дети мимо боятся ходить. Пенсионерка уверяет, что ее собаки по пустому не шумят, а если провоцировать, так кто ж промолчит. В первой инстанции, в Кингисеппе, она проиграла.
"Судья постановила оставить только двух, остальных вывезти, но не сказала, куда. Я и к приставам ходила, спрашивала, как мне это решение исполнять? Выкидывать же нельзя. Там только руками разводили", – вспоминает Светлана.
По закону, за нарушение требований к содержанию животных, в том числе самовыгул или выброшенных на улицу, гражданам грозят штрафы до трех тысяч рублей. В августе по этому поводу было возбуждено первое уголовное дело.
Потом апелляция – выиграла, сейчас дело пошло на третий круг. В судебном зале группа поддержки Светланы вместе с адвокатом еле уместилась на скамьях. По словам пенсионерки, все эти люди – из соцсетей. 47news понял, что зооволонтеры, активисты. За стенами суда ждал пес по кличке Шанс, талисман в таких делах.
– Ну невозможно же жить. Вся округа стонет. Ни днем, ни ночью покоя нет. Я не могу спокойно спать ночью, днем не могу выйти на участок, потому что собаки без привязи, кидаются на забор и сопровождают меня по всей территории. Плюс этот запах, водоотливная канава превращена в клоаку, там мутная зловонная жижа, участок захламлен, – пытался донести суду 76-летний Агапов. Он был без адвоката, но с семьей.
– Экспертиза говорит о другом, что в противовес можете представить? – заметила по поводу канавы судья. – Участок захламлен соседний, ваши права чем это нарушает?
– Пускай она ответит, сколько раз она была на административной комиссии из-за нарушения шума. Все соседи вызывали, не только я. И в ночное, и дневное время. Хотя бы это факт, который запротоколирован, – держался пенсионер.
47news Осипова рассказала, что отходы жизнедеятельности питомцев хранит в компостной бочке под закрытой крышкой, там вперемешку с травой и соломой все это превращается, собственно, в компост. Его она использует для удобрения огорода.
– Экспертиза говорит, что есть все признаки приюта, – обратилась судья уже к адвокату Осиповой Ольге Панкратовой.
Закон запрещает приюты на землях ИЖС.
– Как признаки эксперт приводит содержание в вольерах и будках, наличие функциональных зон и выгульной площадки, но это должна быть отдельная территория для выгула собак. Ни в материалах экспертизы, ни на фотографиях она не обозначена. При этом в нарушениях эксперт указал, наоборот, на отсутствие функциональных зон, так есть они на участке или нет? – указала на противоречия в экспертизе защита.
Кроме того, по ее словам, эксперт не дал четкого ответа, какие именно права соседа нарушаются тем, что на участке Осиповой проживает столько собак. Указано только, что они лают, бегают, шумят, хотя размер шумов не замерялся.
На видео с уличных камер видна ночь и слышен долгий протяжный вой, а днем - лай собак
В итоге под сомнения поставили и полномочия эксперта Алексея Евстафьева, так как возникли подозрения, не работает ли он в управлении ветеринарии Ленобласти. Оно в этом разбирательстве выступает третьим лицом. Представитель управления в суде заявила, что Евстафьев их сотрудником никогда не являлся, а выводы экспертизы управление поддерживает.
Человек по имени Алексей Евстафьев указан исполняющим обязанности начальника Станции по борьбе с болезнями животных Ломоносовского района на сайте учреждения и на сайте управления ветеринарии. Это подведомственная управлению структура.
Заседание закончилось тем, что будет продолжение 15 октября, уже с участием Евстафьева, который должен будет объяснить свое положение: условно, за белых он или за красных.
– Если честно, думала, что проиграю, – выдохнула за стенами суда пенсионерка с собаками.
Она не скрывала улыбку, у нее появился шанс. Пес Шанс тоже появился у входа. Группа поддержки Осиповой принялась его гладить. Сопровождавшая старика Агапова девушка рыдала. Оказалось, внучка, первый раз в суде, переживала.
– Да ничего, Викуля, успокойся, блокаду пережили, изобилие переживем, – успокаивал дед. – Это сейчас 26, а было-то 43 собаки! – это уже мне он, с досадой.
– Они и правда постоянно лают? – спрашиваю.
– Ну как собаки могут постоянно гавкать, – даже изумился. – Конечно, не круглые сутки, в 6:30 начинают. Если ночью загавкали даже на пару минут, считай, как будильник. Гулять их не выводят, они там же нужду справляют, и все это в землю, а мы рядом урожай собираем, картошку.
– И с участка они выходят, – не удержалась его супруга, Галина. Хотя просил он: "Галя, помолчи". – Это она говорит, что у нее сплошной забор, а забор этот даже не закреплен, постоянно падает.
В управлении ветеринарии 47news по этой истории официально сообщили, что в случае изъятия собак по решению суда помогут пристроить их в официальные приюты и разместят информацию о поиске нового хозяина в своих соцсетях. При этом в регионе нет ограничений по количеству животных на одном участке.