Крымский парламент жахнул идеей выкупить Аляску обратно. Наверное, напекло. А мы подсчитали, - тем более, что в США сами уточняют, сколько до сих пор они нам должны.

 Как пишут СМИ, 30 июля глава крымского парламента Владимир Константинов предложил США продать Аляску России, чтобы немного сократить свой госдолг. Он это высказал, комментируя статью американского подполковника Джеффри Фрица, где тот призвал Белый дом купить у России Командорские острова за 15 миллиардов долларов. Константинов заявил РИА Новости: "Хватит с них и Аляски. Кстати, может быть, выкупить ее, раз уж они так легко перекраивают карту мира? А США немного сократят госдолг на вырученные деньги. Когда-то продали за бесценок. Купим по рыночной цене. Это неважный бизнес, но Аляска была открыта, исследована и освоена нашими предками".

Днем открытия русскими мореходами Аляски считается 21 августа 1732 года. Но де-юро прирастание России новой территорией случилось 9 лет спустя, когда посетивший американский полуостров капитан Чириков догадался зарегистрировать сам факт открытия. Начиная с 1780-х шло активное освоение Аляски: велось строительство поселений, крепостей и православных храмов, основывались сельскохозяйственные и промысловые колонии. А под занавес уходящего века была создана Российско-Американская компания (РАК). Высочайшим манифестом ей "дозволялось пользоваться всеми промыслами и заведениями по берегу Америки, також на островах Курильских, Алеутских и других, по Северо-Восточному океану лежащих". И в отличие от европейских собратьев наши промышленники предпочитали не воевать с населявшими Аляску аборигенами, которые формально стали российскими подданными, а торговать, используя их знания и умения в качестве проводников и охотников.

До середины XIX века положение дел на Аляске царское правительство особо не интересовало – территория, которая "у черта на рогах", была отдана на откуп дельцам из РАК. Какие-то денежки в виде налогов капали — и то хлеб. Но тут грянула Крымская война. И в том же 1853 году генерал-губернатор Восточной Сибири представил Николаю I докладную, где настаивал на необходимости продажи аляскинских земель. Мотивация следующая: России сложно, а главное – не по карману силою оружия защищать столь отдаленные территории. К тому же подобный шаг улучшил бы отношения с США – потенциальным союзником России против Англии.

Так впервые на высоком уровне прозвучала мысль о том, что Русская Америка суть проект убыточный, надежд не оправдавший.

В течение XIX века Россия последовательно избавлялась от своих не так давно приобретенных заокеанских владений: не пожелала закрепляться на открытых нашими островах южной части Тихого океана, отказалась от присоединения Гавайских островов, от русской Калифорнии и Курильских островов (острова будут возвращены СССР лишь в 1945 году).

- …следовало бы воспользоваться избытком в настоящее время денег в казне Северо-Американских Соединенных Штатов и продать им наши североамериканские владения. Надобно предвидеть, что Соединенные Штаты, стремясь постоянно к округлению своих владений и желая господствовать нераздельно в Северной Америке, возьмут с нас помянутые колонии, и мы не будем в состоянии вернуть их, - это выдержка из письма начальника морского штаба великого князя Константина Николаевича министру иностранных дел князю Горчакову. По поручению императора дипломаты принялись зондировать сей вопрос за океаном. Но тут в США случилась гражданская война и тема с продажей Аляски зависла.

В 1865 году северяне США победили. А так как в ходе чужой войны Россия заняла проверенную позицию, отношения между странами сложились — лучше не придумаешь. И как бы друзья пошли как бы навстречу друг другу: Штаты согласились купить товар, в котором они на тот момент не нуждались, а русские получили возможность его сбагрить. И это при том, что у американцев, после своей гражданской, своя "разруха". Так что тамошняя пресса зло высмеивала автора "глупой" сделки – госсекретаря Сьюарда: "зачем нам ящик со льдом, да еще за такие деньги!".

Петербург запросил "5 миллионов, не меньше". В итоге сошлись на сумме 7 миллионов 200 тысяч - по 4 доллара 72 цента за каждый кв. км.

Сколько и кому досталось в виде рекордных для того времени откатов, доподлинно не известно. К примеру, в музее Анкориджа считают, что от 100 тысяч до полумиллиона долларов (здесь "и нашим, и вашим"). Случись подобная сделка хотя бы десятилетием позднее, Россия смогла выручить за Аляску, минимум, в пять раз большую сумму.

Сенат США большинством утвердил покупку Аляски, а 23 июля 1867 года палата представителей (113 — за; 43 — против; 44 – не голосовали) одобрила текст законопроекта о сделке. Общий размер уступаемой Россией сухопутной территории составил 1519 тысяч кв. км. Помимо земель, США присваивались все виды недвижимого имущества, архивы всех колоний и исторические документы. 18 октября началась торжественная церемония смены флага перед домом правителя Аляски.

В Росси всё это поначалу осталось почти незамеченным. Что неудивительно, так как многие рядовые россияне даже и не знали, что такая земля у нас вообще существует. Лишь десятилетия спустя, когда там случился сырьевой бум, и у нас, и на Западе взялись судачить и подшучивать над недальновидностью царской власти, упустившей золотую жилу. Тогда-то будет запущен до сих пор живучий миф о том, что на самом деле продажи не было, а была лишь сдача полуострова в аренду Штатам сроком на 99 лет. При помощи этого мифа пытались успокоить недовольных ценой сделки.

Но в 1867 году до золота Клондайка оставалось еще 30 лет, а до черного золота (нефти Аляски) еще дольше.

В конце 1990-х профессор права Стенфордского университета, член палаты представителей Конгресса США Том Кемпбелл сделал "открытие": согласно архивным документам США, деньги за Аляску американцы должны были выплатить в течение 10 месяцев после обмена ратификационными грамотами. Так вот: переводной вексель датирован 1 августа 1868 года, а обмен ратификационными грамотами состоялся 20 июня 1867-го. То бишь, оплата должна была состояться еще 20 апреля (!) 1868-го. Дотошный профессор посчитал, что при тогдашней 5%-ной ставке Россия потеряла 108 493 долл., что в пересчете на цены 1998 года при сложных годовых процентах равняется 58 724 766 долл. С тех пор минуло уже четверть века, так что сумм "долга" значительно возросла.

Получается, должны. Сами сказали.