Системная проблема пассажирских перевозок в районах — низкая цена контрактов. 47news выяснял — это экономия или предлог. Бизнес комментирует катастрофически.  

Несколько дней назад губернатор Александр Дрозденко анонсировал вхождение муниципалитетов в транспортную реформу-2026. В комплекте: обновление автобусного парка, безналичная оплата и цифровизация данных.     

Если автобус работает внутри района, заказчик - местная власть. Если курсирует между районами, то это зона ответственности комитета по транспорту Ленобласти. С 1 января в регионе началась транспортная реформа в части зоны ответственности комтранса. Добавилось более полутора тысяч рейсов в день, закуплено 500 автобусов, технологии позволяют отслеживать каждый.   

В районах же с реформой могут возникнуть проблемы.   

- По факту, зачастую администрации заведомо выставляют цены на перевозку, по которым нельзя исполнить контракт. Говорят, нет денег. Перевозчики отвечают взаимностью - например, вместо новых автобусов на линии выходит старье. Или нарушается расписание, порой автобусы просто не приезжают. Повлиять на местные власти можно только понятийно, и то не всегда, - объясняет один из чиновников в правительстве Ленобласти.  

По данным нашего издания, в начале мая главам администраций районов за подписью вице-губернатора Сергея Харлашкина ушло письмо с просьбой корректно рассчитывать начальную максимальную цену контракта (НМЦК) при закупке услуг перевозчиков.  

Сообщения о срывах приходят регулярно. Так, на днях в Выборгском перевозчик без уведомления не вышел на рейс. Такие же новости из Киришей и других районов. Параллельно давит дефицит водителей - на маршрутах комтранса нехватка около 10%, у муниципалов до 30%. Галопом растут зарплаты - в конце прошлого года были на уровне 80 тысяч, сейчас 100 - 160 тысяч.

Опрошенные чиновники на местах считают цены на контракты обоснованными.

- Во-первых, в наши задачи входит экономия бюджетных средств. Во-вторых, для расчета затрат перевозчика мы нанимаем специальную организацию. В-третьих, по сути, цена контракта - это наша доплата к тарифу, его устанавливает комитет по тарифам правительства региона. Раньше были так называемые "рублевые" контракты - за 1 рубль, а перевозчик получал всю прибыль. Но и мер воздействия не было, штрафы буквально на 10 копеек. Теперь мы можем серьезней влиять на исполнителей, - говорит один из глав администрации.

По словам другого, при составлении конкурсной документации учитывается, что есть выгодные и заведомо невыгодные маршруты. "Они соединяются в один лот, так, чтобы перевозчик был в плюсе. 

Следующий руководитель района удивился: "Они же выходят на аукционы, никто их силком не затаскивает? Поэтому выполнять обязательства просто обязаны за те деньги, которые мы платим".

Процесс формирования начальной цены на пассажирские перевозки включает в себя: анализ затрат, в том числе амортизацию, оценку рыночной стоимости, учет требований к качеству и безопасности перевозок.

Расчет НМЦК администрации делают по методике Минтранса, но есть масса тонкостей.

- Медианная (средняя) составляющая, конечно, есть, но в разные периоды в автобусе может ехать разное количество пассажиров. Перевозчик не может знать поедет в конкретный день 10 или 20 пассажиров. Могут быть разные обстоятельства, например, какое-то предприятие закрылось, поток упал. Контракты пятилетние. Вы помните, сколько стоила солярка пять лет назад? Рублей 40-45. Сегодня уже около 65. Про зарплаты просто молчу. Но сократить срок контракта нет возможности, ставки лизинговых компаний просто не позволяют заработать за меньший период, да и сами они автобусы не дадут, понимая, что портфель заказов не позволит перевозчику расплатиться, - рассказал 47news один из профильных специалистов в правительстве Ленобласти.

По закону увеличение цены возможно не более чем на 10% от цены договора. И то - при условии увеличения количества выполненной работы.

В Ленобласти работает 17 перевозчиков. 80% рынка занимают несколько, 47news поговорил и с ними.     

По словам владельца компании "Пальмира" Марины Жуковой, выход есть.

- Закон о контрактной системе позволяет менять цену договора при определенных условиях по  соглашению сторон. Например, когда влияние на рынок оказывают экономические санкции. В Петербурге эту методику уже вовсю применяют. Но все же ситуация сейчас несоизмерима с той, что была лет пять назад. Цифровизация и учет пассажиропотока позволяет рассчитывать степень риска и принимать решение об участии в конкурсе. НМЦК стали лучше считать. Но, например, ставка лизинга в методику не входит.  

"Пальмира" возит в Бокситогорском, Тихвинском, Всеволожском, Лодейнопольском и Сосновоборском районах.    

- Как относятся в администрациях к попыткам увеличить цену договора?

- Любимая фраза "денег нет". Я говорю, давайте идти к губернатору, это же социально значимая сфера. За счет роста качества и надежности повышается пассажиропоток. Люди, понимая, что автобус придет вовремя, оставляют машину дома.

47news в курсе и о другом методе: в регионах проводились эксперименты — правительство субъекта рассчитывало необходимую валовую выручку (НВВ) перевозчика и возмещало ее бизнесу. В таком случае, все равно сколько людей проедет в автобусе. Но суммы получались проигрышными для бюджета.   

Управляющий партнер компании "Сланцы - пассажирские автотранспортные перевозки" Кирилл Цветков ратует за длинные контракты.

Предприятие работает в Сланцевском, Кингисеппском и районах и Ивангороде.

- При всех рисках это позволяет брать машины в лизинг и обновлять парк. При годовых договорах это финансово немыслимо. А ведь это самая затратная часть.

- Как вы собираетесь прогнозировать расходы при таких разбегах?   

- Конечно, непросто. Но по нашим поставщикам примерно понимаем, как они будут поднимать цены. Хотя еще пару лет назад большой низкопольный автобус стоил миллионов десять, сейчас 16-18 млн. Очень больно. Самое сложное с зарплатой. Особенно в Кингисеппском районе, где портовики имеют возможность поднимать планку до заоблачных высот.

 - С администрацией ведете разговоры о повышении цены контрактов?

- Не думаю, что это возможно. Скорее, рассчитываем на новые. Мы им передаем весь массив информации, они, надеюсь, понимают, где нам тяжело.

Финансовый директор перевозчика "Невская линия" Мария Советникова привела цифры. (Компания работает в Кировском районе с рейсами в Петербург).

 - В контракт закладывается наша рентабельность, 9,6%. По факту она намного ниже. Один из факторов — в договор заносится 100-процентная стоимость автобуса. Допустим их нужно десять, 15 млн за штуку. Никто такие деньги из оборота отвлекать не будет, все берут в лизинг, где ставка сейчас 23-25%. В итоге, цена вырастает до 24 млн. Это конкретно наш пример. А лизинг в контракте не учитываются. Плюс инфляция закладывается на момент подсчета, стоимость топлива, зарплата — тоже. При этом нужно понимать, все это считается намного раньше проведения конкурса.       

По словам заместителя генерального директора по перевозкам АО "Третий парк" Антона Вальшина, все автобусы компании оснащены современными системами безопасности и валидаторами. Работает система "Говорящий город" для слабовидящих.

- Однако всё это невозможно организовать при недостаточном финансировании. Основная проблема помимо опережающего прогнозы роста издержек - кадровый дефицит. Катастрофически не хватает водителей и ремонтных рабочих.

По данным собеседника, при расчете контрактов в 2024 году с комтрансом Ленобласти зарплата водителя предполагалась 93 тысячи. Сегодня же, менее чем за 110-120 тысяч не найти.

- В отдельных районах Ленобласти мы наблюдаем нарушения в порядке расчета НМЦК. Например, закладывают зарплату водителя в 45-50 тысяч руб. Именно по этой причине мы не смогли пойти на конкурсные процедуры в отдельных районах Ленобласти. Вынужден констатировать, без пересчета цен контрактов – а такой опыт есть Петербурге – повышать качество обслуживания не представляется возможным, - прокомментировал Вальшин.  

"Есть районы, которые не скупятся на транспортную реформу, берут пример с Ленобласти — Тосно, Гатчина, Кировск. А есть двоечники, ничего не делают. В Сланцах ИП отваливаются, в Луге двое перевозчиков через суд и ФАС конкурсы сносят", - говорит председатель комитета по транспорту правительства Ленобласти Михаил Присяжнюк.

Что касается занижения начальной цены, то по мнению спикера, "делается это под благовидным предлогом экономии, но в итоге приводит к снижению качества услуг для населения".