На ПМЭФ Ленобласть не попала в список правительства РФ по нацпроекту о беспилотниках. 47news выяснил, почему у нас с этими технологиями не густо.

В ходе проведения ПМЭФ на сессии "Беспилотные горизонты" выяснилось, что Ленобласть не участвовала в рейтинге правительства РФ по уровню развития беспилотной авиации. Рейтинг разработан по поручению президента. "Для мотивации регионов развития этой отрасли и создании рынка услуг", - сообщил замминистра промышленности и торговли Василий Шпак 18 июня. Участие приняли 47 регионов, хотя приглашали всех. "С 2026 года участие станет обязательным", - пообещал Шпак.

Регионы оценивали по нескольким показателям: открытость неба и организационная готовность, инфраструктура отрасли, обеспечение кадрами и финансами, потенциал и объем выполненных работ. Исследование затронуло 21 отрасль экономики и 160 сценариев применения БПЛА. Лидерами стали Калужская, Рязанская области, Башкортостан, Сахалинская и Самарская области. Петербург занял 12 место, при этом оказался лидером с точки зрения инфраструктуры отрасли.

Упоминался нацпроект "Беспилотные авиационные системы". Среди целей - обеспечение технологической независимости и формирование новых рынков, технологическое лидерство, серийное производство.

Участники много говорили о перспективах, необходимости срочно развивать отрасль, что это тема давно не будущего, а настоящего. Губернатор Сахалинской области в продолжении дискуссии 19 июня рассказал, как он с помощью БПЛА в десять раз снизил количество лесных пожаров, мониторит русла рек, чтобы не было наводнений и следит за состоянием дорог. Много слов сказано про доставку грузов воздухом, наземный и водный беспилотный транспорт. Все были так воодушевлены, словно прибыли на форум на аэротакси. В крайнем случае - беспилотном. Кстати, его появление тоже обсуждали. Как и беспилотную доставку грузов, посылок чуть ли не в окно получателю. Впрочем, модератор иронизировал, а для начала назвал встречу "дроноутром".

видео Росконгресса 

Немаловажной темой стала, с одной стороны, зарегулированность отрасли и в тоже время нехватка нормативной базы.

Тем временем, в Ленобласти все не радужно. Как известно, в 2023 году в целях безопасности в регионе введен запрет на полеты БПЛА. Исключение сделано для органов власти, муниципалов, организаций, которые действуют по договорам с органами госвласти. (Кстати, подобный же запрет введен в Петербурге, и тем не менее он во второй десятке).

И все же получить на полет разрешение можно. Но и организации, и юрлицу придется потрудиться. Для начала дрон нужно зарегистрировать в Росавиации. Затем письменно обратиться во ФГУП "Госкорпорация по Организации воздушного движения". Там сообщат, какие документы необходимы в зависимости от задач полета. Возможно, понадобится разрешение от ФСБ или Ленинградского военного округа. Далее нужно получить разрешение администрации района Ленобласти.

На дроны более 10 кг и полеты выше полутора сотен метров за разрешением для начала нужно обращаться в комитет по транспорту Ленобласти. Там, на заседании оперштаба, принимается решение в индивидуальном порядке. Затем вышеописанная процедура. В некоторых случаях потребуется разрешение погранохраны. Но это цветочки - если речь про аэрофотосъемку, то нужны разрешения Минобороны, военного округа, а порой лицензия на гостайну и геодезическую деятельность. По словам опрошенных с опытом, получавших разрешение, на процедуру уходит от двух недель до полутора месяцев.

Что касается национального проекта, то Ленобласть в нем участвует с 2024 года. Исполнение курирует проектный офис комитета экономического развития. Но участие в Ленобласти минимально. Дроны использует комитет по природным ресурсам для наблюдения за лесами и в аграрных целях. Финансирование федеральное. В 2024 году закуплено 36 дронов за 54 млн рублей, в 2025-м – 8 за 12 млн (по всей видимости, речь о серьезных аппаратах).

- Понимаете, так не работает, что всем регионам выделяют одинаковое количество денег и говорят – вперед! Для Ленобласти показатели KPI только по части БПЛА для лесного хозяйства, и мы их выполняем, - объясняет один из чиновников.

В описании программы нацпроекта на сайте правительства нет разбивки по регионам, а лишь общие цели к 2030 году. Так, количество беспилотников должно равнятся 46 тысячам. Доля рынка отечественного производства - 70%. Среди прочего, очень любопытный параметр: "время получения доступа к использованию воздушного пространства для оборудованных беспилотных воздушных судов - 2 часа". Памятуя о сегодняшней процедуре, кажется фантастикой.

Но не все так безнадежно в Ленобласти. Регион за свой счет готовит школьников и студентов по программе обучения оператора БПЛА. Курирует и помогает комитет экономического развития. Есть даже команды, с успехом принимающие участие в ежегодном конкурсе "Кибердром" под эгидой министерства промышленности.