Системы радиоэлектронной борьбы в Пулково и отчасти предприятий Ленобласти заставляют нервничать пилотов и диспетчеров.

По данным нашего издания, с конца марта в Пулково более четырехсот раз при приземлении авиалайнеров ложно срабатывала система, установленная на всех самолетах - Traffic Collision Avoidance System (TCAS) - "предупреждение столкновения в воздухе". По сообщениям пилотов, они видели на своих экранах множество меток об опасном сближении. После запроса диспетчерам выяснялось, что это ложная информация.

По информации 47news, технические службы и служба безопасности Пулково реагировали незамедлительно. Было установлено, что это не злонамеренные действия противника, а, возможно, работа комплекса радиоэлектронной борьбы самого Пулково и предположительно - частные средства радиоэлектронного подавления, установленные на предприятиях и гражданских объектах в Ленобласти. Пока выясняется, каких именно.

Отметим, по информации 47news после атак беспилотников на Ленобласть от силового блока прошел сигнал большим предприятиям и корпорациям, что жизненно важно за свой счет установить системы радиоэлектронной борьбы.

Как говорят, на безопасность фактор ложного срабатывания не влияет, но усиливает нагрузку на диспетчеров и пилотов. Последние вынуждены постоянно связываться с диспетчерами для сверки показаний приборов. У диспетчеров тем временем картинка "чистая", без помех.

Как отмечают в авиасообществе, поначалу ситуация была естественным образом нервозная, в особенности у пилотов. Со временем напряжение спало, но добавило работы и не отменило поиска решения проблемы.

"По факту, нынешнее время соединило нормальную работу РЭБ, РЭП и системы самолетов в единую аппаратную проблему. Это, скажем так, технический конфликт интересов. Задача по его разрешению сложная, многослойная, но решаемая," - отметил один из опрошенных технических специалистов, которому мы задали вопрос о возникшей диспозиции.

47news поговорил о сложившейся ситуации с авиационным экспертом Андреем Меньшениным.

- Если простыми словами, то система TCAS - это передатчик, который транслирует информацию о его скорости, высоте и курсе. Система в каждом из самолётов сравнивает свои показатели с окружающими бортами - скорость, курс, высоту, снижение, подъем других лайнеров. Естественно, показываются не все метки, а те, что несут потенциальную угрозу по курсу и высоте - на расстоянии 1000 футов (304 метра). В ином случае, представьте, как в крупных авигаванях у пилота пестрило бы на экране.

- Как система физически работает?

- Если датчик видит возможное пересечение курсов, то поэтапно включается белая, желтая и красная сигнализации. В речевом выражении проговаривается как "Трафик-трафик", то есть конфликт курсов. Если самолет его не меняет, то включается режим голосовой подсказки - что пилотам необходимо сделать, чтобы избежать столкновения. Но автоматически борт не уклоняется, последняя инстанция всегда человек.

- Это единственная система предупреждения?

- Нет. Задолго до срабатывания TCAS подключается диспетчер и разводит самолеты. Но тут есть процедурная дилемма. Когда TCAS срабатывает, она становится приоритетнее диспетчера.

В пример эксперт привел столкновение лайнеров в 2002 году над Боденским озером в Германии. Одной из причин стало расхождение команд диспетчера и системы TCAS.

- Но, как говорят, диспетчеры отвечают пилотам: все в порядке, они помех не видят. Чем это можно объяснить?

- Возможно, первичный контроль на радарах диспетчеров не подвергается технической деформации из-за какого либо воздействия, - предположил собеседник.

Напомним, одной из последних авиакатастроф было крушение самолета авиакомпании Azerbaijan Airlines, летевшего из Баку в Грозный, который был перенаправлен в Казахстане после некого физического воздействия. Тогда в качестве версии упоминалась работа РЭБ.

Военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев называет версию о помехах РЭБ технически возможной.

- Выглядит вполне правдоподобно. Что касается возможных причин, то они просты - каждый занимается своим делом, но как в басне про лебедя, рака и щуку, - все в разные стороны.

- Что скажете по поводу версии частных систем радиоэлектронного подавления?

- Если так, то корпорации - большие молодцы, что потратились, но по моему мнению, стандартизировать и синхронизировать работу в этой части должно Минобороны.

Как сообщили в пресс-службе оператора аэропорта "Пулково", компании "Воздушные ворота Северной Столицы", к работе диспетчеров они не имеют отношения, это зона ответственности ФГУП "Госкорпорации по организации воздушного движения РФ". В этом ведомстве пообещали прокомментировать ситуацию, но на момент подготовки публикации не ответили.

Напомним, с 18 по 21 июня в Петербурге проходит Петербургский экономический форум. Свое участие подтвердили 92 страны. В гости ждали 20 тысяч участников. Естественно, что ждут и выступления Владимира Путина. Как сообщалось, президент РФ начал работать в Петербурге с 18 июня.