Принят закон по использованию такси только с высокой долей российских запчастей. Власть не в первый раз реанимирует "буржуйскую" услугу.
Первые таксомоторы в Петербурге-1908. Фото – К. Булла. Ист. фото - humus.livejournal.com
Первые авто со счетчиками-таксометрами на улицах российской столицы появились в 1906-м. Год спустя первый таксомотор вышел на линии в Москве и Гельсингфорсе (ныне – Хельсинки), и пошло-поехало. Весной 1909-го в Петербурге открылось АО "Санкт-Петербургский таксомотор", основанное представителем американской марки Ford Самуилом Фриде. Вот что по этому поводу писало столичное "Новое время": "Такса - 40 коп. верста. Эту цену нельзя назвать дешевой … К 1 мая будет выпущено 15 таксомоторов, и их число будет доведено до 500".
Амбициозным планам не суждено сбыться, к 1913-му его компания обанкротилась. Тем не менее количество моторизированных возчиков продолжало неуклонно расти - как в столицах, так и в других крупных городах Империи. И хотя все таксомоторы обязательно оснащались счетчиками, твердый тариф установлен не был, а таксисты еще и проворачивали со счетчиками разного рода манипуляции.
"Петербургская газета", 1911 год: "Пользование таксометрами обходится публике дороже, нежели путешествие на извозчике. Конец, за который извозчику платят 20-25 копеек, нередко приходится оплачивать по таксометру 30-35 коп".
"Московская газета" от 1912 года: "Кажется, нет в Москве двух таксомоторов, которые показали бы одну и ту же сумму за поездку в одно и то же время".
"Петроградский листок" 1915 года: "Безобразия "такс" превосходят всякие границы. … Как только в конторе гаража узнают, что вам нужна "такса", то заявляют категорически: "Таксомотора нет". По "соглашению же" мотор всегда к вашим услугам".
Дореволюционная реклама. Ист. фото - dreamcars.by
Хотя в России уже выпускали весьма комфортные по тем временам автомобили "Руссо-Балт", в качестве таксомоторов их не использовали – уж слишком дороги в эксплуатации. Поэтому все дореволюционные такси были исключительно иностранных марок. Об этой проблеме, равно как о необходимости "импортозамещения" писали дореволюционные эксперты: "В Петербурге имеются автомобили 158 заводов! … и нигде в мире ремонт автомобиля, поэтому, не обходится так дорого, как у нас".
С началом Первой Мировой началась мобилизация как водителей, так и автомобилей. К примеру, в Петербурге к 1917 году такси осталось не более 200, да и то – старых. Ну а грянувший Октябрь и вовсе положил конец таксомоторному промыслу. Тем более что революция заклеймила такси как атрибут буржуазии, национализировав почти все частные автомобили и закрыв все таксомоторные фирмы.
«Огонёк» от 1925 года. Ист. фото – из архива автора
Минуло семь лет, и в октябре 1924 года в "Вечерней Москве" вышло неожиданное интервью с завотделом коммунального хозяйства тов. Харо. Ответственный товарищ рассказал, что в скором времени в столице откроется таксомоторное сообщение.
"На первое время мы предполагаем пустить по городу около 100 машин… Каждый гражданин будет иметь возможность проехать на автомобиле значительно дешевле извозчика. Такси будет иметь счетчик …", - поведал он.
Решением Моссовета планировалось закупить 200 автомобилей марок Renault и Fiat. И 21 июня 1925 года первые 15 машин выехали на улицы, намереваясь дать решительный бой извозчикам и частному прокату.
Это судьбоносное в транспортной истории страны событие получило отражение в культовом романе "Золотой теленок" Ильфа и Петрова (1931): "В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов "Рено". Козлевич даже и не пытался с ними конкурировать".
kino-teatr.ru
Кадр из «Золотого теленка» (1968).
Первые советские московские такси были черного цвета с желтой полосой вдоль кузова. Взять свободную машину можно было на бирже (стоянке) в самых оживленных местах – на центровых площадях и у вокзалов. Плата за проезд была одинакова: каждая верста стоила 50 копеек, почасовая оплата составляла 4,5 рубля, ночью действовала 25% наценка. Так что, цены все равно кусались. (К примеру, персонаж из того же "Золотого теленка", совслужащий Корейко получал в месяц 46 рублей жалованья). И в течение последующих нескольких лет новые таксопарки появлялись только в больших города - таких, как Ленинград, Киев, Одесса.
Выручка одного такси почти равнялась выручке автобуса. Вот только машин катастрофически не хватало. Если в Париже в 1927 году ежедневно выходили на линию 16 тысяч, а в Берлине – восемь, то в Москве… - всего 120 машин. Это привело к тому, что на три самых крупных города СССР - Москва, Ленинград, Киев - с суммарным населением более 8 миллионов одно такси приходилось на 25 тысяч человек.
Одно из первых такси марки «Рено» в Москве. Их окрестили «утюгами». Фото Н. Грановского. 1925-1936 годы. Главархив Москвы. Ист. фото - humus.livejournal.com
Правительство поставило перед автопромом, легковых автомобилей доселе не выпускавшим, задачу вытеснить с улиц иностранные модели. И уже к 1933 году вырос отечественный ГАЗ-А. Между прочим, первое такси, где пассажир мог сидеть рядом с водителем. А еще у него был приметный красный флажок с надписью: "Свободен".
«Эмка». Ист. фото - https://waralbum.ru/425904/
Не прошло и пары лет, как нижегородцы порадовали население новой моделью - ГАЗ-М1, вошедшей в историю под ласковым именем "Эмка". Это была машина с литым корпусом и мощным мотором. Вот только зимой в ней было холодно (салон не отапливался), а пассажирам некуда было девать вещи (багажника не было). Трудовой почин поддержали рабочие московского завода им. Сталина, запустив в серию семиместный ЗИС-101 представительского класса с кузовом "лимузин".
В последнем мирном 1940 году тарифы на поездки в такси были следующие: на ЗИС-101 за 1 км – 1,4 рубля, на "эмке" за 1 км - 1 рубль, за городом - двойной тариф. С началом Великой Отечественной все таксопарки закрыли, машины ушли на фронт.
Проект назывался «Родина», но Сталин поинтересовался: «А сколько стоит “Родина”?». Переименовали. Производился в 1946–1958 годах. Ист. фото – из архива автора.
После войны основной маркой такси какое-то время служили новенькие ГАЗ-М20 "Победа". Использовались также солидные ЗИСы и ЗИМы (Завод имени Молотова), но эти машины были для випов.
В 1948 году на бортах появилась знаменитая шахматная полоска, позже превратившееся в логотип на передней дверце (несколько шашечек и "Т" в круге). Тогда же родился и зеленый огонек, сигнализирующий, мол, автомобиль свободен. (если таксист хотел подхалтурить мимо кассы, то договаривался с клиентом о цене поездки меньше, чем по счетчику и размыкал провод, ведущий к лампочке).
kino-teatr.ru
ля всех водителей и кондукторов трамваев, троллейбусов, автобусов и таксомоторов с 1 января 1939 года в СССР ввели форменные фуражки и шапки. Кадр из фильма «Бриллиантовая рука» (1969).
В 1958 году в истории советского такси окончательно наступила эра "Волги": сперва на линию вышли комфортабельные ГАЗ-21, окрашенные в бело-красные цвета, за что в народе их прозвали "красными шапочками" (именно в такой машине на халяву катался пассажиром Семён Семёныч Горбунков). Им на смену пришли ГАЗ-24 и ГАЗ-2402 салатового цвета с оранжевыми сигнальными "гребешками" на крыше. Последних со временем вытеснили новые ГАЗ-3102 и ГАЗ-2410.
Таким образом, можно сказать, что подлинное таксомоторное движение в России начало развиваться лишь тогда, когда Горьковский автозавод освоил массовое производство легковушек. А символом стала "Волга" (сперва салатного, а затем желтого цвета) – с "шашечками" и зеленым огоньком на ветровом стекле.
Плюс - единый, неизменный на протяжении многих-многих лет тариф: 10 копеек за 1 км и 20 за посадку. Все равно, это было ближе к роскоши.