Эстония заявила, что россияне в Финском заливе задержали танкер с их нефтью. До этого соседи сами промышляли тем же. Теперь конфликт затягивает и известную бизнес-семью из Греции.
Департамент транспорта Эстонии 18 апреля сообщил о задержании Россией танкера Green Admire под флагом Либерии. Сутками ранее это судно с грузом сланцевой нефти вышло из эстонского порта Силламяэ (25 километров до границы с Россией) в Роттердам. Теперь онлайн-сервисы навигации видят его у острова Гогланд, который административно является частью Ленинградской области. Тремя днями ранее здесь же приходил в себя танкер Jaguar. Он шёл за нефтью в российский Приморск, но его пытались остановить катер эстонского ВМФ и авиация НАТО.
Российская сторона инцидент с "Зелёным восхищением" пока не комментирует.
В Эстонии Green Admire взял 700 тысяч баррелей нефти, это примерно 95 тысяч тонн.
место задержания танкера Green Admire, сайт marinetraffic
Танкер Green Admire, который не без приключений вышел из Силламяэ, молодое судно. На воду был спущен только в 2022 году. А на следующий год успел дважды зайти в российские порты. По данным 47news, в июне 2023 года он взял нефтепродукты на "РПК-Высоцк ЛУКОЙЛ-II" в порту Высоцк, а в августе того же года грузился на морском терминале КТК в Новороссийске.
47news ознакомился с документацией, которая позволила танкеру Green Admire зайти в эстонский порт. Со времён российских гастролей изменилось не многое.
Сегодня эстонская сторона указывает, что владельцем судна является греческая компания Aegean Shipping Mangement SA. Во время погрузок в России эта компания действительно выступала в роли оператора танкера, но не судовладельца. Конечным собственником судна считалась китайская Xiang H42 Internationsl Ship Lease Co, базирующаяся в Гонконге. Название этой компании можно увидеть и в квалификационном свидетельстве Bureau Veritas — крупнейшем международном обществе морской сертификации, а также в страховой документации и Декларации о соблюдении трудовых норм.
Aegean Shipping находится в орбите бизнеса греческого судоходного и нефтяного магната Димитриса Мелиссанидиса и его сына Джорджа. Любителям футбола этот влиятельный грек может быть известен, как владелец футбольного клуба АЕК. Семья Мелиссанидисов - постоянный участник разнообразных рейтингов ТОП-100 ведущих судовладельцев мира.
Квалификационное свидетельство и другие документы танкера Green Admire
При этом Международное свидетельство об охране судна действительно оформлено на греческую Aegean Shipping, как на оператора танкера Green Admire.
Несмотря на то, что танкер Green Admire — судно молодое, по данным Европейского агентства морской безопасности (EMSA), занимающегося предотвращением морских аварий, его уже семь раз посещали инспекции. Последняя расширенная проверка на судне проводилась в начале мая в шотландском Гриноке. Было выявлено два нарушения. Первое касалось состояния спасательных шлюпок, а второе медицинской документации.
Департамент транспорта Эстонии, сообщая о задержании танкера Green Admire, отмечает, что при выходе из порта Силламяэ суда вынуждены следовать через территориальные воды России, поскольку этот путь для крупных судов безопаснее, чем плавание по мелководью в эстонских водах. Там, по версии эстонских транспортных чиновников, танкер и встретили россияне.
На популярных международных сайтах по поиску работы в море 47news не смог найти резюме матросов с опытом работы на танкере Green Admire. Это объяснимо, учитывая, что судно без трёх лет новострой. Впрочем известно, что одно время в западные порты танкер заводил капитан с чудным, и чуть ли не королевским, именем Hilario L. Miaga III, что говорит о том, что судовладелец на руководящих должностях предпочитает европейцев.
После инцидента с Green Admire эстонская сторона заявила, что впредь направлять суда в порт Силламяэ и из порта Силламяэ будет исключительно через территориальные воды Эстонии.
Случай с танкером Green Admire рассматривается в связке с двумя другими инцидентами в Финском заливе. В целом, они упираются в трактовку положений конвенции UNCLOS, которая гарантирует право "мирного прохода" торговых судов через прибрежные воды. Однако Запад, развернувший борьбу против российского "теневого флота", пытается подловить такие суда, педалируя тему сомнительных страховок и недостаточного технического надзора.
Так, 11 апреля Эстонией был остановлен танкер Kiwala под флагом Джибути для проверки документов и уточнения юридического статуса. До российского порта Усть-Луга в Ленинградской области судно добралось только 29 апреля. Эстонская сторона проверяла танкер две недели и выявила 40 нарушений, которые, главным образом, касались документации.
Более медийным, благодаря разлетевшемуся по социальным сетям видео, вышла неудачная попытка задержания Эстонией 13 мая танкера Jaguar, который шёл в Приморск. Дошло до того, что рядом с судном торгового флота появился патрульный корабль ENS Raju, а в небе себя обозначил российский Су-35.
Для Евросоюза танкер Jaguar — судно "теневого флота", то есть работающее на топливно-энергетический комплекс российской экономики. При этом время и место для попытки задержания судна было выбрано с иезуитским коварством. По европейской версии, 13 мая вдоль эстонских берегов Jaguar шёл, как "судно без регистрации". Дело в том, что 9 мая Jaguar угодил под санкции Великобритании. За неделю до этого у танкера была аннулирована регистрация в реестре африканской Гвинеи-Бисау (частный реестр, базирующийся в Афинах), но существовала договорённость о временном возвращении проблемного судна под флаг Габона. В этот момент его документами и решили поинтересоваться эстонцы.