47news узнал, стоит ли ждать новых гостей после исключения Афганистана из перечня террористов, и чем можно торговать с этой страной. Но соль в другом.
Верховный суд России 17 апреля удовлетворил иск Генпрокуратуры о приостановке запрета движения "Талибан". Решение вступило в силу, талибы исключены из российского перечня террористических организаций. О значении судебного решения и перспективах отношений двух стран 47news поговорил со старшим научным сотрудником Института востоковедения РАН, директором Центра изучения современного Афганистана Омаром Нессаром.
- С точки зрения журналиста - теперь не нужно делать пометку, что "Талибан" в России запрещен. А что с этого остальным?
- Шаг больше выглядит формальным. В Кабуле наше посольство, посол талибов присутствует у нас уже три с половиной года. В Москве аккредитованы дипломаты, они посещают различные мероприятия. Есть контакты, пускай и не на высоком уровне. Есть и торгово-экономические отношения. Но до вчерашнего решения официальная власть считалась террористической организацией. Возникал диссонанс. Процесс его ликвидации занял больше года.
Движение было запрещено в России 14 февраля 2003-го года Верховным судом. В 2024-м президент России назвал "Талибан" союзником в борьбе с международным терроризмом. МИД и Минюст доложили, что талибов можно исключать из списка запрещенных организаций. Затем соответствующий иск подан Генпрокуратурой.
- Но есть и внутренний афганский аспект, на него мало обращают внимание. Власть Афганистана страдает дефицитом легитимности. Международная изоляция влияет на любую страну, особенно же на небольшие, как Афганистан. Приоритетными становятся внешние связи, особенно с державами, как Россия. Думаю, решение Верховного суда может вызвать гораздо больший резонанс в Кабуле, чем в России. С нашей точки зрения это символическая формальность, ее можно обменять на что-то важное для нас.
- Что, например?
- В первую очередь борьба с терроризмом. В прошлом году этот тренд, выборочный, ограниченный, стал приоритетным. Думаю, из-за теракта в "Крокус Сити Холле".
- Еще недавно это был оксюморон - террористы помогают бороться с боевиками.
- Все верно. Решением их поощряем: "Вы теперь не террористы".
- В чем будет выражаться на практике?
- Полагаю, будет целый спектр направлений. Широта зависит от того, как далеко готовы зайти обе стороны. Начиная от обмена информацией и заканчивая проведением точечных операций. Но в первую очередь речь идет о дистанцировании "Талибана" от других международных террористических группировок. Признанный в России террористическим и запрещенный ИГИЛ* - враг того же "Талибана".
- Можно предположить, как далеко еще до официального обмена посольствами?
- Само посольство работает, но на официальном уровне власть талибов Москвой не признается. Физически - над зданием нет флага. Сложно прогнозировать. Если анализировать риторику российских официальных лиц, то выдвигаются определенные требования, которые касаются внутренних вопросов Афганистана. Пока в них не будет прогресса, сложно говорить об официальном признании. Кроме того, Россия уже заявляла, что вопрос с Афганистаном должен решиться коллективно и, желательно, на международном уровне. Например, в ООН.
Кроме России движение "Талибан" было признано террористическим в Киргизии, Таджикистане, Канаде, Турции. Дипломатические контакты с эмиратом поддерживают Никарагуа, Венесуэла, некоторые страны Африки, ОАЭ, Катар, Сирия, Пакистан, Малайзия, КНДР и Мьянма.
- Полноценные дипломатические отношения у Афганистана только с Китаем?
- Тоже интересная ситуация, даже феномен. Наиболее высокий уровень отношений, но официально КНР тоже не признает власть талибов. Посла может принять лидер государства, но потом будет декларироваться - власти Кабула не признаем.
- Обе страны сотрудничают с 18 века. Как Китай влияет на Афганистан сегодня?
- Присутствие внушительное, особенно в экономике. Есть представительства компаний. Но стратегия КНР не делать больших инвестиций. Отсутствие международного признания мешает появлению финансовых институтов: Всемирного банка, Азиатского банка развития и других. И весьма серьезная проблема в том, что в Афганистане правовой вакуум. Власти не горят желанием формировать законодательную базу. Это вызывает очень серьезную неопределенность для инвесторов и зарубежных компаний.
Есть мнение, Афганистан использовался Пекином как рычаг влияния в Центральной Азии. В годы разлада с СССР Китай активно вооружал моджахедов. У государств 92 км общей границы. В Афганистане живут китайцы-мусульмане. Есть прямое жд-сообщение. Поднебесной интересны афганские месторождения нефти: заключены контракты на 540 млн долларов.
- С точки зрения экономических отношений с Россией - в чем для нас выгода?
- До недавнего времени борьба с терроризмом и экономические связи стояли примерно на одном уровне. Теперь противодействие боевикам стало главным. В перспективе у России интерес к большим инфраструктурным проектам, прежде всего, к транспорту. Вывод можно сделать по визитам, которые совершают наши официальные лица.
- Опять же, если говорить о практике?
- Если о транспорте, прежде всего нам интересен доступ на рынки Южной Азии. Намечается ряд очень интересных проектов. Это и трансафганская железная дорога, международный транспортный коридор "Север - Юг" (сейчас маршрут из Петербурга до индийского Мумбаи проходит по территории 11 стран - ред.). Также перекачка нефти и газа в Индию.
- В нынешнем контексте - что ключевое?
- Если говорить об активности компаний, то торговля идет. Оборот небольшой, но это вид сотрудничества с самым низким уровнем риска, отдал товар - получил деньги. Традиционно из Афганистана везли ковры, шерсть. Но в последнее время - в основном сельхозпродукцию. Нашим компаниям Афганистан может быть интересен в плане развития перерабатывающих производств. Из-за изоляции и отсутствия своих заводов большие объемы урожая пропадают. Например, Пакистан покупает афганскую продукцию, перерабатывает и продает обратно. Объемы торговли с соседями: Узбекистаном, Таджикистаном - недостаточно велики. Разумеется, талибы заинтересованы в доступе к российскому рынку.
- Стоит ли скоро ждать афганских рабочих на стройках?
- Вряд ли можно говорить о появлении большого их количества. Возможны смягчения по линии таможни. Например, снижение пошлин на афганские фрукты, овощи.
В Российском деловом центре в Афганистане заявляли о планах увеличить товарооборот в 2025 году до 3 млрд долларов. Мы поставляем нефтепродукты, пшеницу и сельхозтехнику, афганцы - сухофрукты, текстиль и ковры. Не секрет, основным источником доходов аграрного государства остается наркотрафик. В связи с Ленобластью недавно упоминался афганец, заключивший фиктивный брак, уроженцы эмирата, получившие ножом в Волхове и торгующие электроникой в Луге. Под Выборгом ловили иностранку, бежавшую от мужа-талиба.
- Туризм возможен? Страна опасная, но жутко интересная. Есть вероятность, что наладятся регулярные поездки, а оттуда приедут смотреть на Эрмитаж?
- Афганистан действительно достаточно интересная страна. Но я думаю, что рано делать прогнозы турпотоков из-за вопросов безопасности. Наш МИД рекомендует воздержаться, но туристы ездят на свой страх и риск, количество растет. Но организованных групп, путевок не видел. А из Афганистана очень строгий визовый режим из-за рисков. Например, чтобы сюда не приехал боевик под видом туриста.
Афганистан стабильно в хвосте рейтингов безопасности стран. Минимум четыре года он был на последнем месте, по итогам 2024-го на 144-м из 146. Ниже только Папуа Новая Гвинея и Венесуэла. Для сравнения, Россия - 51-я.
- Есть ли внутри Афганистана признаки изменений?
- Внутри самого движения две крупных группы: радикалов и умеренных талибов. Между ними идет напряженная борьба. Последние хотят смягчать социальную политику: разрешить женщинам получать образование. К сожалению, видим тенденцию усиления радикальной части. Особенно за три последних года.
- И как они отреагировали на потепление с Россией?
- Они ни на что публично не реагируют (смеется). Заявления во внешний мир поступают через тех самых умеренных, они своего рода посредники. Но думаю, реакция только положительная, им это выгодно.
Беседовал Андрей Карлов, 47news
* ИГИЛ - организация признана в России террористической и запрещена