В Финском заливе снова остановили судно, работающее на российский топливно-энергетический комплекс. На этот раз инициативу проявила Эстония. 47news показывает, что за танкер напугал соседей.

Эстонские СМИ со ссылкой на военное ведомство сообщают о задержании нефтетанкера Kiwala, которое шло загружаться в российский порт Усть-Луга в Ленинградской области.

"Вблизи острова Аэгна в заливе Мууга бросил якорь танкер, задержанный Силами обороны Эстонии", - цитирует "Российская газета" европейскую прессу.

По предварительным данным, утром 11 апреля танкер Kiwala остановлен для проверки документов и юридического статуса. Рядом с ним находятся корабли ВМС Эстонии.

Сервисы навигации позволяют восстановить утренний путь движения Kiwala. Видно, что после полуночи танкер резко уходит в сторону эстонского берега.

реконструкция движения танкера Kiwala по данным сайта Marinetraffic

47news также ознакомился с документами, с которыми судно ждали в порту Усть-Луга.

Традиционно капитан судна оповещает капитана порта о своём заходе за 72 часа и за 24 часа. По данным 47news, капитан Kiwala не отклонялся от этого правила и дважды оповестил Усть-Лугу, отказавшись от услуг лоцмана, то есть специалиста по проводке судов в пределах порта. Танкер ждали к пяти часам вечерам 11 апреля у причала комплекса наливных грузов ОАО "Усть-Луга Ойл" - это там, где 9 февраля прогремел взрыв на танкере Koala. Если ориентироваться на заявку, то танкер Kiwala должен был взять в Усть-Луге 100 тысяч тонн нефти и доставить груз в порт Сика в Индии.

Отказ капитана Kiwala от наших лоцманов можно объяснить тем, что судно в Финском заливе - частый гость. За последние два года этот танкер полтора десятка раз заходил в российские порты. В основном судно работает с наливными терминалами на Балтике — как в Усть-Луге, так и в Приморске, но иногда танкер забирал нефть с перевалочного комплекса "Шесхарис" в Новороссийске.

В эстонских СМИ судно Kiwala называют частью российского "теневого" или "тёмного флота", то есть одним из судов изгоев, которые обеспечивают функционирование российского топливно-энергетического комплекса в условиях санкций. Костяк "теневого флота" - это танкеры, хотя под европейские и американские ограничения попадают также и газовозы, и химовозы, и сухогрузы.

За свою 18-летнюю историю танкер Kiwala менял хозяина почти три десятка раз, в последние годы эти смены происходят особенно часто. Например, в 2022 году судно было частью компании Gatik Ship Management - это малоизвестная индийская компания в пару месяцев собрала флот из полусотни танкеров, чем и привлекла к себе внимание.

В настоящее время, по данным 47news, официальным судовладельцем танкера Kiwala является компания Tirad Shipping Incorporated с острова Мврикий. Именно название этой фирмы можно прочесть в действующем Свидетельстве о праве плавания под флагом государства регистрации судна. Танкер работает под флагом Джибути.

1.jpg cвидетельство о праве плавания под флагом государства регистрации судна (Provisional Certificate of Registry) танкера Kiwala

Владелец — не всегда отвечает за управление судном. Оператором Kiwala является зарегистрированная в китайском Шанхае компания Hong Ze Hu Shipmanagement Co Ltd. Название фирмы можно встреть в Декларации о соблюдении трудовых норм и Свидетельстве о соответствии трудовым нормам.

2.jpg декларации о соблюдении трудовых норм (Interim Maritime Labour Certificate) танкера Kiwala

Согласно медико-санитарной декларации, в порт Усть-Луга танкер Kiwala ведёт капитан по имени Deng Bao. Учитывая китайский менеджмент, можно предположить, что костяк нынешней команды судна составляют азиаты. В базе международного сервиса по поиску работы в море можно найти несколько резюме моряков с опытом работы на танкере Kiwala. В последнее время на судне работали граждане Индии.

3.jpg морская медико-санитарная декларация танкера Kiwala

Несмотря на то, что судно работает под флагом Джибути, судовладелец — с острова Мврикий, оператор — из Китая, а капитан — азиат, российский след у танкера Kiwala всё же имеется. Так Свидетельство о страховании жизни и здоровья членов экипажа судна говорит о том, что страховщиком выступает АО "АльфаСтрахование".

4.jpg свидетельство о страховании жизни и здоровья членов экипажа танкера Kiwala

Согласно базе Европейского агентства морской безопасности (EMSA), занимающегося предотвращением морских аварий, история танкера насчитывает 23 инспекции. Последняя расширенная проверка на судне проводилась в июне 2024 года Новороссийске. Нарушений выявлено не было.