Любители рыбалки на тающем льду продолжают рисковое дело, спасатели поднимают тела, а за ошибки платит государство. 47news прикинул, как это можно исправить.
Запрет выхода на лед не останавливает рыболовов в Ленобласти: тело 69-летнего жителя Бокситогорска, пропавшего во время рыбалки, спасатели нашли 31 марта, утром того же дня лед Ладожского озера не выдержал еще одного. Спецслужбы вынуждены разворачивать трудоемкие операции с привлечением аэролодок, инспекции по маломерным судам и поисково-спасательных отрядов, иногда нескольких. 47news спросил любителей рисковой рыбалки, почему их все это не останавливает.
По данным аварийно-спасательной службы региона, толщина льда на Вуоксе - 10 сантиметров, на Свири – около 20-ти, но дело не в толщине: лед с промоинами и нестабилен. ГУ МЧС региона прогнозирует: в ближайшие дни продолжится разрушение льда, его прочность и толщина снизятся.
"Вчера был. На небольшом озере у самой границы с Финляндией. Хорошо наловили и всех отпустили", – не стал скрывать Владимир из Приморска.
Признал, что рисковать вынуждает рыба: последний лед, как и первый – самое уловистое время.
Говорит, не ездит на рыбалку один и без веревки до 20-ти метров в длину. А еще у него спецкомбинезон-поплавок, который, в случае чего, удержит на плаву.
- Что тела рыбаков регулярно находят, слышали? – спросил 47news.
- Видел такие новости, но озера же разные, есть проточные, где уже опасно, есть без течения, где лед еще 30-40 сантиметров. И рыбаки тоже разные, многие, не зная водоема, лезут. А тонут у нас, в основном, на заливе, где и зимой надо знать, где ходить, – кажется невозмутимым собеседник.
Сгинувший накануне рыбак был найден в деревне Дороховая, где небольшие озера, чуть ранее тело мужчины нашли после рыбалки в Кюрлевском карьере.
У других рыболовов тоже свои наблюдения, видимо, дающие уверенность, что все обойдется.
"Если озеро, куда впадает река, там лед будет тонкий. А если бухта, закрытая островами, там нет волны и лед крепче", – делится опытом 75-летний Андрей.
Он рыбачит на Ладоге и озерах Выборгского района, но с 10 марта уже не рискует. Говорит, движимый азартом приходил, но оценивал обстановку и разворачивался.
Впрочем, было опасно уже тогда: тела погибших рыбаков доставали из воды и до 10-го марта.
"Каждый думает, что в этой акватории лед крепкий, не провалишься. Ну вот на Суздальском озере три дня назад человек ходил, а меня туда ни за какую рыбу не заманишь. Вот самую большую скажи мне, что поймаю, не пошел бы. Хотя рисковый человек, не диванный, в прошлом альпинист", - рассказал Андрей.
Как человек бывалый рассказывает, что в этом сезоне из-за отсутствия настоящих морозов лед был рыхлый и зимой. То есть дело не в толщине: осенью он может быть 10 сантиметров, но крепкий, потому что солнца нет, а по весне - 20-30, но человека не выдержит. Получается, как ни крути, дело рискованное. Но если хоть раз поймал хорошую большую рыбу, остановиться уже сложно.
- Еще и рыбачат по одиночке, – заметил 47news.
- Сложно скооперироваться, у всех по-разному выходные. Вдвоем, конечно, безопаснее, а втроем еще лучше. Но вот в Череповце трое пошли на рыбалку и все утонули (по данным местных СМИ, трагедия произошла 29 марта).
- Вас родные разве не останавливают?
- Если бы я пошел на рыбалку сегодня, остановили бы. Но я и сам не пойду, – убедил собеседник.
Тем временем в рыболовецких пабликах еще находятся те, кто на лед собирается. Заранее уточняют, какая их может там ждать обстановка. Реакции разные: "Погоду видел? Нет там ни льда, ни рыбы", – накинулись на желающего порыбачить в реке Волхов 30 марта. Не оценили и порывы закинуть удочку на Ладожском озере в районе Леднево. При этом проскальзывают сообщения, что "хотя лед и тает на глазах", еще дня 3-4 порыбачить можно, а кто-то упоминает и две недели в запасе, если на озерах. "Если в болотниках, разломав метр-два, а дальше как по асфальту. Обходить серые места, промоины и старые лунки. Там можно и по пояс провалиться, ну и по фиг, отжал одежу и домой", – бесстрашен Дмитрий. У таких, как он, на страницах в соцсетях в информации о себе – диагнозы: "Болен рыбалкой – лечиться не буду" или "Лечению не подлежит".
47news подсчитал, во сколько бы обходились таким бедовым операции по спасению с ненадежного льда, а их семьям – по поиску тел. На тот случай, если эти процедуры перестали бы проводиться за счет государства. Вертолет – от 65 тысяч в час, катер на воздушной подушке – от 20 тысяч в час, работа водолазов – вплоть до 300 тысяч в комплексе. Ответивший по объявлению специалист объяснил, что работу измеряют в водолазных баллонах: один стоит около 12 тысяч, его хватит минут на 40 при погружении до 10 метров, чем глубже, тем быстрее расход. Доплата за срочный выезд - 4 тысячи. Для понимания: последнего рыбака с Ладоги спасатели искали больше четырех часов, а утонувшего под Приморском в начале марта – двое суток.
- Если бы спасатели брали с вас деньги в случае ЧП на рыбалке? – спросил 47news у рыболова со стажем Вячеслава, он ловит рыбу с 8 лет.
- Что поделать, пришлось бы заплатить. Плата за спасение никак не повлияла бы на мое желание предаваться любимому хобби, – признал он. Впрочем, как и то, что помощь спасателей пока ему ни разу не пригождалась.
47news нашел 43-летнего рыболова Николая из Волхова, которому в этом году дорого рыбалка обошлась. 25 тысяч заплатил за поиски подо льдом на Онежском озере утопленного мотобуксировщика (не нашли). За саму погубленную технику пришлось отдать еще 150 тысяч на троих: ее брал с двумя друзьями в аренду. Все трое чудом не утонули в районе Щелейки в конце февраля: провалились в трещину.
Говорит, все ноги отморозил, на берег привезли в одних трусах: одежду сразу снять пришлось, заледенела. Лежал в больнице две недели, но на рыбалку тянет все равно.