На Неве застрял во льдах сухогруз "Светлый". Уже говорят о нетривиальной задаче. 47news вспомнил, как это делали по-настоящему.

В Ленобласти продолжается операция по спасению сухогруза "Светлый-22". Вечером 19 марта он оторвался  от причала в поселке имени Свердлова. Судно, оставшееся без управления, начало дрейфовать в сторону опор Вантового моста … Операция продолжается. 47news предлагает историю.

Раз.jpg Фото из архива журнала "Ваш тайный советник" (АЖУР)

Знакомьтесь: броненосец береговой обороны "Генерал-адмирал Апраксин", названный в честь сподвижника Петра I. Он заложен на верфи в Санкт-Петербурге 20 мая 1895 года, а 4 августа 1899-го, окончив испытания, вышел из Кронштадта в море. Технические характеристики: длина - свыше 86 м, ширина - почти 16 м, водоизмещение - 4624 тонн, скорость - свыше 15 узлов. Вооружение: 3 орудия калибром 254 мм, 4 - 120 мм, 10 – 47 мм, 12 – 37 мм, 4 торпедных аппарата. Экипаж - свыше 400 человек.

Рано утром 13 ноября 1899 года в условиях шторма и метели вне видимости островов и маяков броненосец "Апраксин" выскочил на отмель возле юго-восточного берега Гогланда. Наибольшая пробоина площадью (28 м²) оказалась в днище, через нее в носовые отделения хлынула вода. 

Попытка сняться с мели полным задним ходом не удалась, корабль накренился на левый борт и на волнении сильно бился днищем о грунт. Командир приказал свезти команду на остров, откуда моряков доставили в Кронштадт. К декабрю "Апраксин" оказался в ледовом плену, и сообщение с ним поддерживал только ледокол "Ермак", с помощью которого удалось избежать опасности разрушения корпуса броненосца льдами.

С работами по спасению "Апраксина" связано первое практическое применение изобретения известного ученого Александра Попова. Так как для координации служб требовалась надежная связь с Петербургом и Кронштадтом, уже 10 декабря вице-адмирал Диков и и.о. главного инспектора минного дела контр-адмирал Остолецкий предложили связать Гогланд с материком с помощью "телеграфа без проводов".

По проекту и при непосредственном участии Попова была оперативно оборудована линия беспроволочного телеграфа (45 км), связавшая Гогланд и расположенный рядом с г. Котка остров Кутсало. Радиотелеграфная связь ускорила работы по спасению корабля, а 24 января, благодаря радио Попова, удалось еще и оперативно принять сигнал бедствия и спасти от верной гибели 27 рыбаков, унесенных на льдине в море.

Тем временем, назначенный в конце января 1900 года руководителем спасательных работ на Гогланде контр-адмирал Зиновий Рожественский принял оригинальное решение по спасению "Апраксина": профессиональные горные инженеры, руководствуясь сведениями, полученными от водолазов, станками, оснащенными алмазными бурами, высверлили шурфы в камнях, на которых сидел броненосец. Взрывы динамита в шурфах, как и было рассчитано опытным путем, разрушили гранит и практически не повредили корабль. 

11 апреля при помощи "Ермака" броненосец наконец сдвинулся с места и, используя собственные машины, отошел на 12 метров от каменной гряды. 13 апреля по проложенному "Ермаком" во льду каналу броненосец перешел в гавань Гогланда, а оттуда – в Петербург.

Вот тебе и нетривиальность.

Игорь Шушарин,
47news