Сначала построили коттеджи, а только потом узнали, что живут в памятнике. Купивших недвижимость под Петербургом заставляют снести дома. Все концы – на СВО.

В четверг, 16 января, в правительстве Ленинградской области должно состояться совещание, где власти попытаются понять, возможен ли хоть какой-то компромисс в перспективе сноса жилых домов во Всеволожском районе. Местная прокуратура с июня 2023 года добивается приведения в соответствие исторического ландшафта.

Если вкратце, то в деревне Большие Пороги Свердловского городского поселения есть памятник "Безымянная высота", другое название – "Холм славы". Мемориал в память обороны Ленинграда открыт в 1965 году, входит в "Зеленый пояс Ленинграда". "Безымянная высота" - это не только двадцатиметровый холм, но и официально закреплённая охранная зона вокруг него.

Несколько лет назад, примерно с 2020 года, земельный массив вдоль Полевой улицы был поделён и распродан физическим лицам. По беглым оценкам, тогда актив мог обойтись миллиона в три за каждый участок. Граждане начали строить коттеджи и потихоньку регистрировать их.

Всеволожская городская прокуратура подала иск во Всеволожский городской суд. В надзорном ведомстве уверены – памятник "Безымянная высота" имеет определённые границы, утверждены они давно, в 2015 году. Притом, в документе десятилетней давности чётко прописано, что можно делать в этой местности, а что нельзя. Как несложно догадаться, в границах зоны охраны объекта культурного наследия категорически запрещено строительство любых капитальных объектов и любых работ, приводящих к изменению исторического облика природного ландшафта. В том числе, что важно – "видовых коридоров обзора объекта".

Также там отмечают, что сведения о границах охранной зоны отражены в генплане Свердлова от 2018 года, и в правилах землепользования и застройки, начиная с редакция 2021 года. Во всех документах, как пишут синие мундиры, обсуждаемая территория относится к зелёной зоне и возможность индивидуального жилищного строительства здесь исключена.

Выездное обследование показало, что дома, возведённые в границах охранной зоны, испортили исторический облик природного ландшафта и нарушили высотные отметки рельефа, а также видовые коридоры обзора. Всё это дало основание признать построенные коттеджи "самовольными постройками, сохранение которых невозможно".

"Возведение построек производилось на земельном участке с существующими ограничениями в виде прямого запрета ведения строительных работ", - такова более точная формулировка.

В связи с этим прокуратура настаивает на необходимости скорейшего снесения домов. До этого их придётся официально признать самовольными постройками. Если не поторопиться, считают там, собственники могут перепродать имущество, да так, что оно окажется у несовершеннолетних или тех, у кого больше никого нет. Бороться государству с их недвижимостью будет гораздо сложнее. Все работы по уничтожению домов должны оплачиваться собственниками.

На данный момент подано 19 исков. Владельцы проблемных коттеджей по понятным причинам категорически не согласны с претензиями. Главный аргумент – в выписке из Единого государственного реестра недвижимости нет никаких обременений. Не было их и при приобретении недвижимости.

Пока из ответных действий – попытка оспорить сам приказ комитета по культуре, стоящий в основе всех ограничений. Однако Леноблсуд постановил, что документ верный.

По словам главы администрации Свердлова Вадима Тулаева, оформление участков проходило при его предшественнике, Андрее Шорникове, сейчас он на СВО. Каким образом историко-культурные ограничения не были наложены на кадастровую карту, сегодня уже никто не пояснит.

"На мой взгляд, те собственники, что продавали землю, всё прекрасно знали и понимали. Далее они реализовали участки другим людям. Новые владельцы имели право купить землю, поэтому их никто в сделке не ограничивал. Более того, они могут получить почтовый адрес, работать на наделах, обустраивать их. Но объекты капитального строения возводить не могут", - заметил он.

Сегодня специалисты муниципалитета вспоминают, что поначалу администрация подписывала уведомления о предстоящей стройке, однако, позже опомнились и стали отзывать их.

- После того, как прокуратура стала подавать иски, мы проводили встречу с гражданами. Некоторые из них и после этого продолжали строительство, говорили, ничего страшного, как-нибудь разберёмся. Призывают администрацию встать на их сторону. Но в процессе уже прокуратура, неужели они иск отзовут?

- Разве для памятника культуры так важно, есть где-то вдалеке дома или нет? Разве это чему-то мешает, кроме абстрактного эстетического вида?

- Так рассуждать, можно дойти и до того, почему в подобных местах дети на санках катаются. Надо подходить с точки зрения охраны культурного наследия. А если по-человечески, то констатирую: граждане попали, к сожалению.

Выходом из ситуации, по мнению Тулаева, будет решение комитета по культуре о сокращении охранной зоны. К слову, это вполне реальный вариант. По крайней мере, 47news нашёл акт историко-культурной экспертизы, в которой как раз рассматривались требования к градостроительным регламентам в границах памятника.

photo_1.jpg Фото: скриншот сайта Комитета по сохранению объектов культурного наследия Ленобласти

Там упоминается о том, что зоны охраны объекта не были поставлены на кадастровый учёт, а зона малоэтажной жилой постройки – как раз поставлена. Если вкратце, эксперты отметили, что возникшая застройка никак не увязывается с памятником, мешает смотреть на него издалека. Вместе с тем, там же считают, что домики маленькие, расположены на расстоянии более чем 65 метров от мемориального холма, и если подойти поближе, всё видно.

В связи с этим там предлагают сформировать подзоны для охранных территорий, с введением запрета на новое строительство и реконструкцию. "Снос жилья – это крайняя мера, не хотелось бы до этого доводить", - согласен и Тулаев.

Кстати, площадь проблемной подзоны может составлять 2,36 Га, таким образом, это примерно пятая часть всей культурной зоны. Но всю эту экспертизу кто-то ответственный должен превратить в нормативный акт.

Заметим, недавно похожая проблема была выявлена на застроенной территории, расположенной рядом с Петергофом. Из-за близости к фонтанной системе муниципальные власти прислали предписания владельцам 1200 домов о сносе их жилья. После придания истории огласке судебные разбирательства были отсрочены. Но - до момента утверждения документа, уточняющего границы охранной зоны объекта культурного наследия. Он был подготовлен областным профильным комитетом и сейчас находится на утверждении в Минкульте РФ.