Давайте расшифруем ценовую категорию "Бром. краш.: гол., парочки и др. 4.50". За ней идеалы морали и красоты.
Открытое письмо (открытка) – без конверта, дешевле - появилось в конце 19 века. Поначалу монополистами по производству открыток являлись "почтовые ведомства", и казённая открытка была куском картона. На одной стороне писался адрес, на другой – текст. Но после разрешения изготавливать частникам для привлекательности стали печататься изображения. Привычная форма для нас используется с 1905 года.
Фото из коллекции Дмитрия Горячёва
Рассказывает Дмитрий Горячёв, петербургский коллекционер: "Я давно коллекционирую "крашенки", открытки начала ХХ века, напечатанные на фотобумаге и раскрашенные вручную анилиновыми и масляными красками. Такие открытки для нас нынешних – прежде всего фотографии; в большинстве своём они высокого качества в техническом плане. Но главное - все они вышли из-под кисти художника, так что независимо от тиража - это штучные винтажные произведения, где запечатленные образы людей хорошо передают тенденции моды, нормы морали и идеалы красоты прошлого века".
Фото из коллекции Дмитрия Горячёва
Будучи важным историко-культурным источником, такие открытки дают возможность проследить, как менялись на протяжении ХХ столетия одежда, прически, позы, жесты. Немалый интерес представляет и уже забытое прикладное применение фотографии: сейчас сложно представить, что изготовление открыток традиционным способом контактной печати на серебросодержащей фотобумаге было экономически целесообразно. К примеру, в рекламном объявлении оптового склада открыток и картин в журнале "Нива" за 1911 год ценовая категория указана такая: "Бром. краш.: гол., парочки и др… 4.50". Переводя на современный язык – фотооткрытки раскрашенные, сюжеты следующие: женские головки, влюблённые парочки, счастливые дети, рождественские и пасхальные сценки… 4 рубля 50 копеек за сотню.
"Дорожу завереньем, что мол, живы-здоровы…". А.Я.
Практически все такие открытки изготавливались в Западной Европе, а их засилье на российском рынке приводило в ярость отечественных издателей и критиков. Например, обозреватель газеты "Новое время" в 1913 году писал по поводу издательской деятельности Общины святой Евгении, основной ассортимент которой состоял из видов российских городов и репродукций картин из художественных музеев:
"Распространяясь по России, открытые письма Общины св. Евгении если не совсем вытеснили пошлятину макулатурных открыток с кафешантанными сюжетами немецкой марки, то всё же в большой степени сбили их продажу…".
Надо сказать, что "сентиментальный жанр", эти бесхитростные мещанские сюжеты, преобладающие на тогдашних фотооткрытках (красотки, парочки, румяные детишки, семейная идиллия), пришелся по вкусу отечественному потребителю. И это несмотря на то, что атрибутика, одежда и позы фотомоделей зачастую были непривычны, а порой и чужды православию, русским традициям и мировоззрению.
Фото из коллекции Дмитрия Горячёва
И в Европе, и в России изготовлением открыток методом фотопечати занимались специалисты. Многие фотографы в своих ателье сами снимали постановочные композиции с "открыточными" сюжетами и печатали тиражи в зависимости от спроса. Производители фотоматериалов, выпускающие фотобумаги разных форматов ("визит-портрет", "кабинет-портрет", "империал" и др.) быстро поняли, насколько выгоден выпуск фотографической бумаги в формате открытки (90х140 мм) с заранее напечатанными на обороте надписями POST CARD или ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО. Такая бумага была более плотной; в каталогах, рекламных объявлениях в фотографических журналах и производители, и продавцы её так и называли: "открытые письма" или "светочувствительные открытые письма".
Фото из коллекции Дмитрия Горячёва
Письма на открытках по определению были немногословными и несекретными - для отправки конфиденциальных, любовных и деловых посланий пользовались конвертами. Поэтому неудивительно, что тексты на открытках преимущественно поздравительного содержания. Рождество, Пасха и День Ангела – всегда были самыми отмечаемыми в России праздниками, и поздравлять с ними, и получать поздравления было любимым занятием всех сословий. Старых открыток с праздничными сюжетами и по сей день сохранилось несметное количество, в том числе и "крашенок".
Фото из коллекции Дмитрия Горячёва
Основными атрибутами, так сказать, визуальными знаками рождественских и новогодних сюжетов были, да и по сей день остаются снег, ёлка или еловые ветки, красиво упакованные подарки, бокалы с шампанским, часы, стрелки которых приближаются к двенадцати. Традиционно Рождество – праздник домашний: за окном – вьюга, а дома хорошо, свечи на ёлке…
Фото из коллекции Дмитрия Горячёва
Маленький мальчик, олицетворяющий новый год, это он в советское время изображался верхом на ракете, а раньше и мешком с деньгами мог быть. Кстати, единственный новогодний атрибут, который сейчас вызывает некоторое недоумение, это мешки с деньгами (на то, что в них именно деньги, указывает единица с множеством нулей). В письме желать "побольше денег", видимо было не принято, а вот открыточку послать с намёком – это пожалуйста. Любопытно, что термин "праздник" в текстах дореволюционных открыток использовался лишь отношению к Рождеству. А вот Новый год праздником не являлся.