У всех, кто неправильно использует землю, могут её изъять с 1 марта 2025 года. Власти Белгородской области недоумевают: у них жители рады бы строить дома. Да стреляют.

Под конец года власти Белгородской области призвали взглянуть на знаковые с их точки зрения вещи – предстоящие изменения в Земельный кодекс. 1 марта 2025 года вступает в силу обновление, исходя из которого граждане обязаны в течение трёх лет осваивать земельные участки из состава земель населённых пунктов. То есть, если гражданин купил или уже владеет таким наделом, ему нужно его облагородить, не допустить прорастания сорняков и всяких там борщевиков. На данный момент прописано единственное исключение – рекультивация земли, в этом случае заниматься освоением необязательно.

Хоть это и не очевидно, но в российском законодательстве с первого дня весны появляется строгое наказание за отхождение гражданами от такой нормы. А именно: "Вводится крайняя мера для собственников и иных пользователей земельных участков в виде изъятия либо прекращения права постоянного пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком за неиспользование по целевому назначению в течение трёх лет". Впрочем, как пишут депутаты Белгородской областной думы, в трёхлетний период не включается время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению "из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование".

Власти Белгородчины замечают, что в их регионе граждане зачастую не то что не хотят использовать землю по назначению, а просто не могут. "Так, часть земель, в том числе сельскохозяйственного назначения, используется для нужд обороны. Ряд земельных участков возможно использовать только частично с учётом оперативной обстановки в регионе", - пишут они в обращении в правительство России. Белгородскую область называют "прифронтовым регионом".

Так, с 2022 года погибли свыше 250 мирных жителей, более 1700 получили ранения, повреждено и разрушено более 41 тысячи жилых помещений. Кроме того, отдельные населённые пункты Белгородской области полностью отселены, въезд в них закрыт в связи с особой опасностью нахождения там. Многие покинули регион временно, до стабилизации обстановки, ряд жителей уехал, не дожидаясь соответствующего решения властей.

"В этой связи не могут проживать в своих домах тысячи семей, в том числе с детьми, вынужденных длительное время находиться в пунктах временного размещения либо уезжать в другие регионы", - ни на что не намекают белгородские депутаты.

Также они добавляют очевидное: владельцы земельных участков и рады бы использовать их по целевому назначению, но не могут делать это "в принципе каким-либо образом".

Те, кто задумывается о возделывании своего куска земли, сталкиваются с серьезнейшими опасениями. Территория постоянно обстреливается, на этом фоне никто не будет заниматься строительством жилого дома. В некоторых случаях, продолжают власти, "жители приграничных районов приобрели права на земельный участок до начала специальной военной операции и не рассчитывали, что не смогут его использовать". Особенно остро стоит вопрос перед людьми, которые планируют возводить дома с учётом кредитных обязательств.

Так что нередко можно увидеть в Белгородской области такую картину: из двух смежных участков один используется, второй – нет.

"Ситуация усугубляется тем, что враг разбрасывает на приграничной территории взрывные устройства. Только за последний месяц было обезврежено почти 100 мин "лепесток", около 500 мин "колокольчик". Неразорвавшиеся снаряды и боеприпасы, которые находят на приусадебных участках, на территории предприятий, сельскохозяйственных землях, создают серьёзную угрозу для населения. Даже после окончания СВО потребуется длительное время для проверки сапёрами всех приграничных территорий", - добавляется в обращении.

Восстановление пострадавших предприятий, где повреждаются, в том числе, производственные и офисные здания, и автотранспорт, и сельхоз техника, является длительным процессом. Так что Белгородская область в полном составе настаивает: при проведении земельного контроля все эти обстоятельства тоже должны учитываться. Кроме того, под них должна быть подведена правовая база.

В качестве варианта предлагается ввести пункт, по которому для приграничных к зоне СВО субъектов России предусматривается возможность приостановить течение трехлетнего дедлайна "на время проведения специальной военной операции и трёхлетний период после её окончания".

Очевидно, что аналогичная проблема и в других приграничных субъектах, уж точно – в Курской области, но пока оттуда аналогичных просьб не поступало. Впрочем, белгородские власти могут поработать сразу за всех.