На добычу гранита в Ленобласти за три года выдано лицензий, как за 20 предыдущих лет. 47news разобрался с аномальной конкуренцией. 

По данным комитета по природопользованию Ленобласти на ноябрь, в регионе с 2021 года выдано 25 лицензий на добычу строительного камня (12 штук) и облицовочного (13 штук). Цифры сопоставимы с общим количеством лицензий, выданных с начала нулевых, то есть за 20 лет. По состоянию на 2021 год, их было 27 (17 на строительный камень, 10 на облицовочный). Динамика налицо: в прошлом году выдано 6 лицензий, в нынешнем уже 9. Стоит учитывать, что 11 лицензий родила не Ленобласть, а Федеральное агентство по недропользованию.

Речь про гранит, из которого производят щебень (строительный камень) и облицовочные плиты. Карьеры расположены в Выборгском и Приозерском районах. В Ленобласти с 2018 действует мораторий на выдачу лицензий на добычу полезных ископаемых. Уже существующих карьеров хватит на десятки лет вперед, говорил тогда губернатор Александр Дрозденко. Выданные разрешения планировалось проверить.

"Бесконтрольную выдачу мы приглушили, но точные решения о выдаче были вынуждены принимать из-за экономических реалий, этот процесс не остановить. К тому же, многие лицензии переоформлялись, механизм их отзыва непростой", - отметил в разговоре с 47news высокопоставленный чиновник в правительстве Ленобласти.

Насколько известно нашему изданию, по свежим лицензиям добыча не ведется, в основном проводятся геологические изыскания, доразведка и расширение. Как правило, добыча начинается через несколько лет после получения лицензии. На сегодняшний день в Ленобласти работают 22 карьера. В прошлом году произведено около 18 млн кубометров продукции, прогноз на 2024-й - около 15 млн. 

Весной прошлого года на рынке Ленобласти был всплеск объявлений о продаже карьеров: появилось сразу 11 предложений, но большинство песчаных. Участники рынка тогда говорили, что этот бизнес теряет привлекательность - себестоимость выросла, логистика и обслуживание техники подорожали. На сегодняшний момент удалось обнаружить 3 гранитных карьера на продажу.

По мнению экологов, каждый новый порождает экологические проблемы. Необходимо изъятие земель сельхозназначения и лесного фонда, происходит эрозия грунтов, загрязнение сточных вод, образование твёрдых отходов, изменение ландшафта.

"Разработка приводит к деградации земной поверхности, резкому изменению гидрологических и гидрогеологических условий, изменению качества поверхностных и подземных вод", - говорит один из специалистов.

Помимо этого, взрывные работы порождают пылегазовые выбросы, ударные волны и разлет кусков породы. С этими явлениями регулярно сталкиваются жители Выборга: взрывы на карьерах неподалеку порой ежедневные.

Средние цены на крупный и мелкий щебень сегодня - от тысячи до полутора тысяч за куб без учета доставки. По открытым источникам, в 2023 году в Ленобласти добыто 17,7 млн кубометров щебня. Рынок СЗФО потребляет примерно 70%. Остальное вывозится на рынки других регионов (облицовочные камень в основном забирает Москва и Московская область).

По данным комитета по природопользованию, с 2021 года комитетом выдано 14 лицензий на пользование месторождениями строительного и облицовочного камней (11 на щебень, 3 на блочный камень). Из них пять на геологическое изучение, три на изучение уже разрабатываемого месторождения, одна на выявленное, а две переоформлены. В итоге, как прогнозируют чиновники, в Ленобласти появится 8 новых месторождений, большинство – для производства щебня. Остальные 11 лицензий (на облицовочный камень) относятся к компетенции Севзапнедр, подразделении Роснедр.

Любопытен практикуемый лайфхак: порой компании получают лицензию в Роснедрах, где к проверке, как говорят, относятся менее тщательно, чем в регионах. Но во время изысканий выясняется, что камень строительный, и лицензия автоматом переоформляется. Как говорят, отношения между областным комитетом и Роснедрами натянутые.

Всего после 2021 года лицензий на добычу строительного камня получено на 180 млн кубометров, на облицовочный 80 млн. По всем выданным лицензиям в Ленобласти запасы составляют примерно 1600 млн кубометров (по состоянию на 2021 год было 500 млн). При нынешней добыче запасов хватит на 90 лет.

Председатель комитета по природопользованию Федор Стулов аномалии не видит.

- Для начала выдается лицензия на изыскания. Затем на первооткрывательство и добычу. Есть случаи, когда переоформляется в связи с истечением срока (20 лет - прим. ред.) или изменением юрлица. В сухом остатке, в год выдается не более четырех новых. Предварительный этап составляет пять-шесть лет - масса вопросов по земле. Так что рассчитывать на быструю окупаемость не следует. К тому же оборудование очень дорогое, несколько сотен миллионов рублей, особенно после введения Европой санкций. Лицензии выдаются для того, чтобы мы через 10-15 лет не остались без камня, - говорит Стулов.

- Может, процедура получения стала легче? – предположил 47news.

- Законодательство совершенствуется каждый год, но процедура остается примерно той же.

Полный комплект оборудования стоит 10-15 млн евро. Нужно делать съезды, дороги, это 5-10 млн рублей за километр. Пакет документов (проектная документация, топографическая съемка, экспертиза, лицензия, разрешение на пользование участком и т.д.) обойдется в 15-20 млн рублей, ждать от года. Плюс плата за аренду лесного участка, даже если карьер не работает - в среднем 400-450 тысяч в месяц.

По словам участников рынка, при желании вывоз за границы региона можно увеличить, но потребление в России не безгранично, а пропускная способность РЖД конечна. "Существенно больше вывезти не получится, и так треть объема уходит", - говорит один из опрошенных бизнесменов.

На практике компании порой стараются застолбить хорошие месторождения, не планируя начинать добычу, чтобы не сбивать цену, говорит один из опрошенных профильных чиновников.

По словам гендиректора консалтинговой компании "Агентства исследования рынков" Александра Дубодела, интерес к получению лицензий могли поднять те бизнесмены, кто вернул свои активы из-за рубежа в Россию.

"Возможно, люди поняли: за границей не осталось тихих гаваней, и стали смотреть, куда вложиться на родине. Карьеры - игра вдолгую, консервативный, базовый актив. Сейчас спрос снизился, но это не отменяет возможности диверсифицировать бизнес для тех, у кого есть средства. Не стоит также забывать о крупных государственно-частных партнерствах - они могут стать локомотивами на рынке дорожного и высотного строительства. Если говорить о Петербурге и Ленобласти, это, например, высокоскоростная железнодорожная магистраль и планы по строительству еще двух небоскребов", - полагает собеседник.

Он же добавляет - объёмов производства и запасов существующих игроков должно хватить для покрытия потребности на падающем рынке: "В случае начала производства на новых карьерах конкурентная ситуация на рынке безусловно ужесточится".

По словам управляющей ООО "Выборгское карьероуправление" (дочка одного из самых крупных игроков, Группы "Возрождение") Светланы Тихомировой, за последние три года на рынке щебня появилось только два новых карьера по добыче строительного камня и производства щебня.

"Они находятся на стадии проектирования и не оказывают влияния на объем предложения на Северо-Западе. На строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали "Москва — Петербург", которое начинается в следующем году, потребуется значительное количество щебня. Для удовлетворения спроса действующие предприятия, в том числе и новые карьеры, готовятся к увеличению объема производства продукции", - пояснила она.

По данным компании, из 11 лицензий, выданных на строительный камень за последние три года, девять - на расширение действующих месторождений. "Предприятия, работающие на них, значительно не увеличивают объем производства щебня и соответственно не увеличивают объем предложения на рынок. Лишь две лицензии выданы на новые месторождения", - добавляет Тихомирова.

"Выборгское карьероуправление" получало лицензии в 2022 и 2024 годах. Одну на доразведку и расширение уже имеющегося карьера. Вторую на новый. Еще одна компания из контура "Возрождения" - ООО "КЗ Кузнечное" - получила лицензию на изыскания в прошлом году в Севзапнедрах.

По мнению же гендиректора компании "ТПНК" Ильи Чернева мощностей достаточно. У предприятия несколько карьеров в Карелии.

- В целом, рынок щебня проседает. В Карелии сейчас профицит. Но новые производства открываются.

- В чем бизнес-смысл?

- Есть много компаний, занимающихся перепродажей лицензий и карьеров. Об истинной оценке рынка новые участники зачастую не знают. Также не берется в расчет малозаметная для внешнего взгляда модернизация на имеющихся производствах. В Ленобласти очень много карьеров, и они недозагружены. Когда было строительство М-12, соблюдался паритет между производством и потреблением, сейчас этого нет.

- Есть надежды на строительство ВСМ?

- Да, но существующих мощностей Ленобласти и Южной Карелии вполне хватит.

Гендиректор лидера рынка, компании "ЛСР.Базовые", Сергей Бегоулев говорит, что до 2017-го цены на щебень росли, были открыты новые карьеры. Затем, несмотря на инфляцию и прочие экономические факторы, цены оставались на одном уровне. "В результате, рентабельность упала, ряд карьеров в Ленобласти и Карелии закрылись, были выставлены на продажу, либо обанкротились", - отметил он.

По словам собеседника, в 2021-2022 цены снова пошли вверх, это привело к появлению новых желающих открыть карьеры, а с 2023 ситуация повторилась: затраты расли, а цены - нет.

"Не удивлюсь, если многие вновь открывающиеся карьеры постигнет судьба тех, кто обанкротился ранее. При этом, чтобы участвовать в масштабных инфраструктурных проектах, необходимо обеспечить качественную логистику. Но пропускная способность железной дороги ограничена. И далеко не ко всем карьерам возможно проложить пути. В экономическом плане от разработки большого количества карьеров, думаю, ничего не изменится. Другое дело, что большое количество лесных земель будет выведено из оборота, увеличится нагрузка на дорожную инфраструктуру", - пояснил Бегоулев.

47news задал вопросы "Федеральному агентству по недропользованию" (Роснедра) о том, сколько было выдано лицензий в Ленобласти за период с 2000 по 2021 годы и с 2021-го по ноябрь 2024-го. Оперативно в ведомстве ответить не смогли.

Одна из компаний, получивших лицензию на вновь открытое месторождение в Ленобласти, ООО "2Плюс". Ее представитель, Александр Савицкий, полагает, что пессимистично на открытие новых карьеров смотрят те, у кого уже есть свои.

"Конкуренция большая, и чем больше, тем цена, конечно, ниже. О перспективах сложно говорить, посмотрим, как будет развиваться ситуация в целом по стране. Надежда на большие инфраструктурные проекты. И главное, чтобы стройка не заглохла из-за сворачивания льготной ипотеки, с такими продажами никто строить не хочет. Наша компания пока на этапе оформления документов, но настроение оптимистичное", - говорит собеседник.

По словам гендиректора крупного "Гавриловского карьероуправления" Гаджи Магомедова, все участники рынка ощущают процесс выдачи лицензий за последние годы.

- Уже сейчас есть фракции, которые продаются по себестоимости и даже в минус. Все большие компании - наша, ЛСР, "Возрождение" - имеют большие штаты квалифицированных сотрудников, мы стараемся модернизировать оборудование. Тяжело конкурировать с теми, кто неизвестно, как добывает, дробит и продает. Порой в штате таких ребят один единственный управляющий.

- Вы же говорите рентабельность падает? Зачем идти в этот бизнес?

- Для меня загадка. Полагаю от незнания. Купить карьер сейчас не представляет никакой сложности, но ни мы, ни остальные профессиональные игроки их не берут, а хорошие месторождения никто не продает.

- Хотя бы краткосрочные перспективы можете обрисовать?

- Паровоз жилой недвижимости тормозит по причинам ставки на ипотеку, дорожная отрасль сбавляет обороты, буксуют порты. Это все наши основные потребители.