Семью из Всеволожска лишают участка по суду. Покупая землю, не думали, в какой банкротной схеме окажутся. 47news знает, в какой договор смотреть, чтобы не оказаться на их месте.
Ещё одну фобию тем, кто опасается покупать недвижимость из-за возможных подвохов, дарит семья Богдановых из Всеволожска. Хоть они и приобрели земельный участок, не в кредит и за полную стоимость, через год суд наложил запрет на регистрацию любых сделок с их новым активом.
Как рассказала Елена Богданова, они с супругом Алексеем искали земельный участок в Рахьинском сельском поселении Всеволожского района. Ранее им выдали неподалёку землю как многодетной семье.
- Искали участок на сайте бесплатных объявлений, нас устроило, что он - буквально через дорогу от нашего. Был чуть дешевле рынка, нас это не смутило. Обратились в агентство недвижимости, там всё перепроверили, сделка была за "живые" деньги – 599 тысяч рублей за 12 соток. Передавали через ячейку, - вспоминает она.
Официальной стороной по сделке был супруг, право собственности на новый участок зарегистрировали в январе 2023 года. Со стороны продавцов выступала Виктория Хабарова. На сделку она принесла брачный договор с мужем, Александром Хабаровым. Заключили они его ещё в 2020 году, после тринадцати лет брака. В нём прописывалось, как делится имущество семьи: муж передавал жене участок с домом во Всеволожске на праве общей долевой собственности. Однако, с момента заключения брачного договора это имущество перестаёт быть общим совместным. В дальнейшем, как там тоже указано, всё купленное становится собственностью того из супругов, на чьё имя оно записано.
Вот и получалось, что участок в Рахье, ставший её владением в 2021 году, никак не зависел от второй половинки.
- Конечно, мы и сами досконально не изучали историю этой семьи, но и продавец даже приносила справку о том, что не является банкротом. Сюрприз ждал позднее, - говорит собеседница.
(Список банкротов находится в открытом доступе, здесь)
Выяснилось, что муж Виктории, Александр Хабаров, ещё в 2021 году был признан банкротом. Притом, кредитор подавал в суд за долг в пять миллионов ещё в 2019 году, это зафиксировано материалами. Судя по ним, суть спора – в невыполненных строительных работах, которые взял на себя Хабаров.
Впрочем, семью Богдановых это интересовало мало: "Там весь квартал – в таких же, как и мы. В выписке сказано, что ранее участок принадлежал администрации Всеволожского района, логично предположить, что они тоже получили его как многодетные, в 2021 году". (Действительно, в судебных документах указано про наличие у Хабаровых четверых детей).
Конкурсного управляющего, напротив, привлёк тот факт, что в тот же период, когда муж официально стал банкротом, жена сначала получила, а затем продала земельный участок.
В законе есть пункт, по которому можно оспорить любые сделки, которые прошли в течение трёх лет до и трёх лет после признания гражданина или юридической компании финансово несостоятельным.
Собственно, на этом основании одно из первых, что сделал конкурсный управляющий – это добился расторжения брачного договора продавцов участка в суде. После этого логика простая: если имущество супругов не поделено, значит, оно общее, а раз общее – может войти в конкурсную массу. И реализовываться с торгов. Так что новые владельцы - отдыхают.
Как быть дальше, Богдановы не знают, пока ищут помощи в различных инстанциях. Агентство "Русский фонд Недвижимости", через которое они оформляли сделку, предложило им юридическую помощь. Впрочем, небесплатно, – за 50 тысяч рублей.
Агент по имени Мария, которая занималась проведением сделки, рассказала 47news, что проверяла всю информацию о продавце, в том числе знала: на момент заключения договора женщина не была банкротом. Дальше говорить отказалась, переадресовав руководителю, но тот тоже не захотел распространяться относительно компетентности своих сотрудников.
Арбитражный суд по Петербургу и Ленобласти принял решение запретить Росреестру осуществлять государственную регистрацию сделок, обременений и перехода права собственности на этот земельный участок.
В кадастровой палате на этот счёт объяснили, мол, подобные вопросы решаются в судебном порядке и если граждане с чем-то не согласны, могут оспорить решение.
На словах Богдановым объяснили, что у них три варианта развития событий. Первый – выкупить долю супруга Хабарова, заплатив за это ещё 300 тысяч рублей. Второй – встать в очередь в качестве кредитора и ждать, когда участок перейдёт к ним с торгов. Третий – добиться признания своей сделки законной и правомочной.