Порты Ленинградской области увеличили перевалку удобрений, сжиженного газа и непрофильного для региона зерна. И контейнеры тоже растут. А вот объёмы нефти и нефтепродуктов, а также угля уже не те. С какой грузовой базой отработали девять месяцев наши терминалы, смотрите на 47news.
Удобрения
По итогам девяти месяцев 2024 года через российские порты Балтийского бассейна за рубеж было отправлено 27,4 млн тонн удобрений. Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Почти половина всех удобрений была обработана в Ленобласти — в Усть-Луге и, совсем немного, в Выборге.
Лидер в перевалке удобрений — ООО "Ультрамар". За отчётный период через этот усть-лужский терминал экспортировали 9 млн тонн (+26,2). Ещё 3 млн тонн сработал его сосед — ООО "Европейский серный терминал" (+0,6%). Третий из Усть-Луги в лице АО "УЛКТ" перевалил 269,2 тысячи тонн. На противоположном, северном берегу Финского залива, в Выборге, ООО "Порт Логистик" перевалило 136,6 тысяч тонн удобрений (-27,2).
Ещё почти 13 млн тонн удобрений отправили в Большом порту Санкт-Петербург (+40,4%). С этой номенклатурой в мегаполисе работают восемь перевалочных комплексов. В лидерах: АО "Балтийский Балкерный терминал" — 5,6 млн тонн (+51,5%), Бронка в лице ООО "Феникс" — 4,3 млн тонн, а также АО "Петролеспорт" — 1,8 млн тонн (+62,1%) и АО "НЕВА-МЕТАЛЛ" - 1 млн тонн (+20,5%).
Уголь
Порт Усть-Луга остаётся главными воротами для российского угля на Балтике. При этом объёмы угольной перевалки снижаются. Так, с начала года в балтийских портах было отправлено 35,4 млн тонн угля (-1,8%), из них 33,2 млн тонн (-2,96%) - через морской порт Усть-Луга.
Среди усть-лужских стивидоров самые большие угольные объёмы прошли через АО "Ростерминалуголь" — 14 млн тонн (-12,7%), ООО "Ультрамар" — 9,6 млн тонн (+23,7%), а также ООО "Универсальный перегрузочный комплекс" — 3,8 млн тонн (+11%).
Также в Ленинградской области с углём работает ООО "Порт Логистик" в порту Выборг — 979,1 тысяч тонн (+38,1%) за девять месяцев. В соседнем Высоцке ООО "Порт Высоцкий" за три квартала перевалил 557,4 тысячи тонн угля, из которых 129,6 тысячи тонн — это экспорт, а 427,8 тысячи тонн — это транзит.
Из Большого порта Санкт-Петербург уголь так до конца и не ушёл. Здесь с начала года перевалили 636,1 тысячи тонн. Лидер петербургской угольной перевалки АО "Морской порт Санкт-Петербург" - 232,6 тысяч тонн.
Нефть
Всего за девять месяцев 2024 года через российские порты Балтийского бассейна было экспортировано 58,4 млн тонн нефти (-1%). В целом за отчётный период через все порты России за рубеж отправили 142,6 млн тонн нефти (+1,9%).
Что касается морских терминалов Северо-Запада, то на терминале ООО "Приморский торговый порт" в Приморске танкеры взяли 32,8 млн тонн нефти (-1,6%), а на ООО "Невская трубопроводная компания" (НТК) в Усть-Луге — 25,3 млн тонн (+0,1%).
Ещё 200,2 тысячи тонн перевалило в калининградском порту ООО "Лукойл-Комплексный нефтяной терминал" (-21,1%).
Нефтепродукты
Продолжилась тенденция по снижению перевалки в российских портах Балтики нефтепродуктов. Этот груз просел сильнее других.
Учтивая экспорт, транзит и каботаж (отправки в рамках портов одной страны, т. е. России — ред.), морские терминалы Северо-Запада за девять месяцев 2024 года перевалили 32,4 млн тонн нефтепродуктов (-20,5%). Непосредственно за рубеж ушло почти 29 млн тонн (-23,4%).
Единственным комплексом, который нарастил перевалку нефтепродуктов, оказался ООО "НОВАТЭК-Усть-Луга". Через него прошло 5,6 млн тонн (экспорт и каботаж), что на 7,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Именно терминал "НОВАТЭК Усть-Луга" в январе пережил атаку украинских дронов.
Другой усть-лужский терминал, ООО "Портэнерго", по итогам трёх кварталов упал на 29%. Здесь перевалили 2,1 млн тонн. В совокупности через два усть-лужских комплекса прошло 7,8 млн тонн нефтепродуктов.
Кроме этого, в Приморске ООО "Приморский торговый порт" сократило перевалку на 6,3%, сделав за девять месяцев 13,2 млн тонн (экспорт и транзит). В ещё одном порту Ленобласти - в Высоцке ООО "РПК-Высоцк "Лукойл — II" сократил перевалку на 23,8% — до 6 млн тонн.
В Большом порту Санкт-Петербурга через АО "ПНТ" на экспорт было отправлено 4 млн тонн нефтепродуктов.
Сжиженный газ
Гораздо лучше обстоят дела с сжиженным газом. Основные объёмы приходятся на порт Высоцк — 1,6 млн тонн по итогам девяти месяцев. В Высоцке работает ООО "Газпром СПГ Портовая", через терминал которого прошло более 1 млн тонн (экспорт и каботаж), а также ООО "Криогаз-Высоцк" - 571,7 тысяч тонн.
На противоположном, южном, берегу Финского залива через ООО "Портэнерго" в Усть-Луге отправлено 353,1 тысячи тонн газа. Таким образом, за семь месяцев 2024 года через терминалы Ленинградской области прошло почти 2 млн тонн сжиженного газа (включая высоцкий каботаж). Это почти на 63,4% больше, чем годом ранее.
СПРАВКА:
Напомним, что эмбарго на поставки российских нефтепродуктов (бензина, дизеля, керосина, нафты и мазута) в Евросоюз вступило 5 февраля 2023 года. Рынок является ключевым для России. На него приходилось более 42% продаж. А за два месяца до этого, 5 декабря 2022 года, вступило в силу эмбарго на поставки российской нефти в ЕС.
С отправками российских углеводородов связана и тема "тёмного флота". Но тема эта в том смысле, что не увязана исключительно с отечественной повесткой. Задолго до антироссийских санкций танкеры из подозрительных реестров, принадлежащие не всегда понятным судовладельцам, перевозили иранскую и венесуэльскую нефть.
Контейнеры
Как ранее сообщал 47news, с начала года доля контейнеров на российской Балтике выросла почти на 42%. В совокупности терминалы Большого порта Санкт-Петербурга, Калининграда и Усть-Луги с начала года обработали 1 199 440 TEU (эквивалент 20-футового контейнера).
Через единственный профильный комплекс в Ленобласти — АО "Усть-Лужский контейнерный терминал" - прошло более 5 776 TEU.
Зерно
С начала года через терминалы Балтийского бассейна за рубеж ушло 1,1 млн тонн зерна (+55,5%). Из них 679,8 тысячи тонн — это ООО "Порт Высоцкий". Еще почти 50 тысяч тонн через Высоцк отправлено транзитом. Первый балкер с пшеницей отсюда ушёл в апреле 2023 года.
Для нового терминала ООО "УТТ "Усть-Луга" (юридическое лицо проекта Lugaport) холдинга "Новотранс" в морском порту Усть-Луга показатели работы с зерном по-прежнему ограничены одной пилотной партией — 12 тысяч тонн.
Кроме этого, еще 91,5 тысячи тонн зерна обработали в Большом порту Санкт-Петербурга, а через три калининградских терминала — "КМТП", "Портовый элеватор" и "Содружество Соя" — экспортировали 324,9 тысячи тонн. При этом еще 1,2 млн тонн зерна "Содружество Соя" приняла как импорт.
Если суммировать и экспортные отправки, и импорт, и каботаж, то за девять месяцев в российских портах Балтики было перевалено 2,3 млн тонн зерна (+32,8%). Понятно, что зерно не является для портов Северо-Запада профильным грузом. Для примера: через порты Азово-Черноморского бассейна с начала 2024 года в зарубежные страны ушло почти 44,3 млн тонн зерна.