47news посмотрел из глаз тех, кто бежал в халатах и тапках, схватив лишь документы. У них все было крепко и "двухэтажный домина и 200 кустов помидоров".
Подразделения Минобороны 28 августа отбили атаки на Малую Локню, Коренево, Борки, Кремяное… Сбиты управляемые ракеты, уничтожены диверсионные группы… Ежедневные сводки из Курской области становятся привычны. Из зоны боевых действий уехало 130 тысяч, многих разбросало по стране.
В пансионате "Царицыно озеро" под Тихвином разместили шестерых человек из Курской области. С собой у них практически ничего не было, администрация города обеспечила всем необходимым - от одежды до средств гигиены. 47news поговорил с одной из тех, кто вынужденно, в спешке покинул свой дом. В разговоре она, видимо, выразила все то, о чем сейчас размышляют беженцы.
- Что впереди? - спросили мы 64-летнюю Александру Губу, коренную жительницу Суджанского района.
Она из села Замостье, что в подбрюшье города Суджа - до границы 10 километров. В день нападения ВСУ у нее был день рождения.
- Надеемся. Всем хочется вернуться, но насколько затянется - не знаем. Будем надеяться, наши дома не разобьют полностью. Тогда возвращаться некуда.
- Как вам Тихвин?
- Встретили так радушно, не передать. Нас три семьи. Выделили по комнате, накормили очень вкусно и сейчас кормят три раза в день - просто изумительно. Нам такое внимание уделяют… - вдруг расплакалась собеседница и попросила поблагодарить всех причастных. - Одевают нас, обувают, помощь дают. …Всё-всё-всё, это я от радости плачу, - всхлипнула и рассмеялась Александра.
Фото: из архива семьи
В пункте временного размещения
Всего в Ленобласть приехало 16 человек из мелькающих в новостях Замостья, Суджи, Казачьей Локни. Десять беженцев остановились у родственников в Тосно. У себя на малой родине все жили в своих домах.
- Как все началось?
- С пятого на шестое началось - была жуть. Четвертый час ночи, уже конкретно били по Судже. Все зашаталось, загромыхало. А у меня ведь день рождения в этот день был. Дочки с детьми и мужьями, сестра с семьей приехали и знакомые. Все вместе спрятались в подвале, нас там 19 человек было с учетом соседей. Три дня и ночи просидели - невозможно было выйти. Хорошо, что у нас подвал хороший, просторный.
- Но вышли?
- Наши мужчины поехали в Суджу узнать насчет эвакуации. В администрации района из начальства никого не было. Солдаты сказали заезжайте во двор, когда эвакуация - не знаем, все кругом в ВСУшниках. Дорогу на Курск уже обстреливали. Мужья вернулись, мы похватали документы и лекарства и обратно в администрацию. Там сначала в подвале сидели, а потом поехали.
- Вообще не было времени вещи собрать?
- Да о чем вы говорите! - восклицает Александра. - Кто в чем был, в том и поехал. Ребята в футболках, шортах, дочери с детьми - в чем были. Я даже телефон оставила. В тапках, халатах - так и рванули. Грохотало вовсю, смолкало редко и ненадолго. Автоматные очереди постоянно. ВСУ дронами лупили по крышам.
"Приехали голы, босы, бежали в чем были. Всем обеспечили и будем продолжать помогать. Опыт у нас большой, в ПВР было шестьсот человек с Донбасса", - рассказал 47news глава района Александр Лазаревич.
- Мой муж и его друг знали дорогу через поля. Солдатики-то вообще не ориентировались. Погрузили они инвалидов и стариков в "Газель" - было много тех, что на руках заносили - а нам разрешили на своих машинах. Нас 16 человек на четырех автомобилях, да по проселочным дорогам. А у нас ведь "Тойота" низкая, муж боялся днище продрать. Еще дожди, ухабы. Наверное, Господь вывез, уберег от дронов и снарядов. И по дорогам машины сгоревшие. В Курске нас приютили. Переночевали. До Петербурга ехали три дня.
Одна из прибывших под Тихвин - 60-летняя Галина, инвалид. В июле ей сделали операцию по замене тазобедренного сустава. "Только ее забрали из больницы, и такая канитель. Лучше ее не тревожить, будет плакать и ничего рассказать не сможет", - порекомендовала Александра.
- Кто-то из ваших знакомых погиб?
- Друга убили, его жена рассказала потом. Отвозил семью, по нему из автомата. Попали в грудь, пуля прошла через позвоночник. Оттянули они его, там у нас куча щебня на улице лежит. У жены на руках умер.
- Как вы жили до всего этого?
- Дом строили четыре года, в 2014-м заехали. Новый, двухэтажный домина. 15 соток земли, огород, сад. За десять лет обжились - все ухоженное, красивое, уютное и современное. Бытовая техника хорошая, а мебель из Белоруссии привезена. Плитка у нас "Керама Марацци" во всех комнатах, отопление под полом. Участок добротным забором огорожен. Мы с мужем очень старались, для себя же делали. Жалко если этого всего не будет. И строили на свои, муж до ухода на пенсию был предпринимателем-строителем, материалы качественные. Потратили миллионов семь по тем деньгам, но дело не в этом, - грустит она, перебирая детали и добавляет: "Это же вся жизнь".
(Поймал себя на очевидной мысли - если все потеряют, то ни сил ни времени на второй шанс не будет).
- Как проходил ваш будний день?
- В домашних заботах. Огород хороший, 200 корней помидоров, все на палочках, подвязанные. Урожай в этом году знатный. Дочки с внуками приезжали, у нас их четверо. Они сейчас в Тосно, детей уже в школу определили.
- Бизнес у мужа остался?
- Еще в 2020-м году закрыли фирму. У супруга со здоровьем проблемы пошли, на глазах операция, тремя видами ковида переболели. Но здесь, в Тихвине, наши мужчины уже на работу вышли, подыскали им места подсобными рабочими. Это нормально, не гнушаются. Даже рады. Ведь на вагоностроительный завод их бы уже не взяли по здоровью, - уже знает местное градообразующее предприятие курянка.
- Жили вдвоем?
- Да, дети уже взрослые, они отдельно. У дочери двухэтажный дом в Казачьей Локне. Вообще недавно построен, в 2019-м.
- Подсобное хозяйство?
- У нас нет, а у знакомых наших с кем приехали, куры и гуси. Все пришлось оставить. Даже собаку.
Тут собеседница спросила у соседки: "Вы хоть собаку отвязали?". В ответ: "Да нет конечно, не успели".
- Они как приехали к нам в гости, так потом с нами и бежали, - объяснила Александра.
- Вы сейчас на пенсии?
- С марта месяца. Возраст уже, решила уйти. А работала в Суджанском сельскохозяйственном техникуме инспектором по кадрам и архив вела. Родилась на хуторе Михайловка, это где сейчас за Мартыновку бои идут (по сообщениям Минобороны село зачищено от ВСУ - ред.).
- Накопления у вас остались?
- Как раз недавно решили открыть счет в Сбербанке. Какие-то деньги были, мы успели положить. Паспорта с собой, надеюсь проблем не будет. Документы я заранее складывала. Когда бежали, схватила этот пакет и все. А товарищ у нас и вовсе без паспорта уехал.
- Есть знакомые из тех, кто в Курск выехал и остался?
- Да, соседка с сестрой. Их приютил хозяин одной гостиницы. Тяжело им по сравнению с тем, как здесь. Нам все привозят, ухаживают, кормят - сыты, наевши, приодеты. А в Курске такие очереди за гуманитарной помощью, продуктами.
После нападения на Курскую область 47news побывал в Курске и поговорил с беженцами. Им приходилось часами стоять за продуктами, одеждой и постельными принадлежностями.
- Какие-то известия получаете из Замостья?
- Вестей нет. Только то, что Минобороны сообщает. Гончаровка, Залешинка, Замостье и все прилегающие заняты. Они же с нашей стороны зашли. Говорят, в Судже кто-то не смог уехать и остался. Знакомая есть, у нее матери 94 года, неходячая. Вряд ли бы ее бросили, но где они прячутся - неизвестно. И позвонить невозможно, связи ни с кем оттуда нет.