Губернатор Петербурга запретит парковку электросамокатов в четырех районах мегаполиса. 47news узнал, что об этом думают кикшеринг-операторы.

Губернатор Петербурга Александр Беглов распорядился с 1 августа запретить парковку электросамокатов в Центральном, Петроградском, Адмиралтейском, Василеостровском районах города.

На совещании с подчиненными глава города объяснил, что к решению подтолкнуло массовое одобрение жителей и гостей Петербурга, вздохнувших спокойно после временных ограничений.

Зоны, в которых запрещено движение средств индивидуальной мобильности (СИМ), этим летом организовывали во время ПМЭФ, Военно-морского салона, праздника выпускников "Алые паруса", в честь саммита БРИКС, репетиции и проведения Главного военно-морского парада.

"Прошёлся в выходные по центру города. И петербуржцы, и туристы подходили и высказывали слова благодарности за принятое решение. Они говорили, что чувствуют себя в большей безопасности, и просили сохранить эти меры", — цитирует пресс-служба Смольного Беглова. Губернатор добавил, что больше всего жалоб ранее поступало на стихийную парковку электросамокатов.

Поразительно, но операторы кикшеринга отреагировали на решение властей с воодушевлением. В Whoosh 47news сообщили, что "полностью включены в процесс".

"Мы не ожидаем негативного финансового эффекта. Это взвешенное решение, спрос позволяет нам перераспределить парк по другим районам города, не сокращая количество самокатов и поездок", - отметили в компании.

В компании "МТС Юрент" отметили, что четыре перечисленных района останутся транзитной зоной. То есть проехать по ним будет можно, а вот завершить аренду - нельзя.

"Операторы кикшеринга понимают важность сохранения возможности комфортных поездок для своих пользователей в центре города, поскольку по статистике большинство поездок в центре целевые — пользователи используют самокаты не просто для прогулок, а чтобы добраться из одной точки в другую. Поэтому мы будем работать над организацией парковок с учетом особенностей пешеходной инфраструктуры в этих районах", - сообщили в "МТС Юрент".

В Whoosh привели другую статистику. По словам представителей этого сервиса, самый  плотный трафик СИМ у метро "Девяткино" и "Улица Дыбенко".

"Там самокаты - транспорт. А в центре кикшеринг - прогулочный сценарий, который составляет не более 10% поездок", - поделились наблюдениями в Whoosh.

Представители компании добавили, что сервисы кикшеринга вместе с властями планируют работать над инфраструктурой. Первым шагом станут парковки на административных границах четырех районов, где клиенты сервисов смогут оставить электросамокаты. В перспективе сеть парковок-хабов, которую профинансируют операторы кикшеринга.

"Узкие тротуары и большой поток туристов в центральных районах Санкт-Петербурга создают ситуацию, в которой пользователи электросамокатов вынуждены нарушать действующие ПДД — выезжать на правый край автомобильной полосы при наличии тротуара, - описали нынешние проблемы пеших и самокатчиков в Whoosh. - Либо ехать по правилам по тротуару в плотном потоке людей и создавать дискомфорт для других участников движения. Накопившийся опыт города и операторов кикшеринга реализовали в совместное решение о глобальном пересмотре организации движения".

В Петербурге и ближайшей Ленобласти официально работают три сервиса кикшеринга: Whoosh, "МТС Юрент" и Яндекс Go.

"Чтобы поддерживать порядок на тротуарах, сервис также вывел на улицы специальных скаутов-штраферов, которые следят за парковкой СИМ у конечных станций метро. Именно там самокаты чаще всего оставляли вне парковок, нарушая ПДД и правила сервиса. За первую неделю нарушителям выписали больше 300 штрафов", - рассказали 47news в Яндекс Go, добавив, что также поддерживают идею Смольного.

В Whoosh добавили, что вместе с конкурентами и чиновниками думают над улучшением инфраструктуры.

"Продолжить аккуратно и вдумчиво интегрировать растущее по запросу горожан число электросамокатов и велосипедов мы можем, только развивая инфраструктуру, особенно в таких сложных в этом плане районах, как центр Санкт-Петербурга", - сообщили в пресс-службе сервиса.

Представители "МТС Юрент" также отметили, что готовы инвестировать в велоинфраструктуру. Кроме того, там занимаются сокращением парка. Второй мегаполисы страны, по мнению оператора, не готов выдержать такое же количество самокатов, как в столице.

"Это подтверждает регулярное столпотворение самокатов у станций метро и перехватывающих парковок. Чтобы избежать этого, нужно ограничить общее количество самокатов в городе. Уже сегодня мы первыми инициативно сократили число самокатов в городе до 10 тысяч устройств и призываем всех операторов привести парк в соответствие с возможностями инфраструктуры города", - сообщили 47news в "МТС Юрент", добавив, что вместе с областными в парке сейчас порядка 12 тысяч электросамокатов.

Аудиторию кикшеринга в Петербурге и Ленобласти изучали сотовые операторы. "Мегафон" посчитал, что в мае аудитория сервисов выросла на 26 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Арендуют электросамокаты пользователи в возрасте 25-44 лет. Подтягиваться стали и клиенты категории "45+" - их количество год к году выросло на 48 процентов. Компании-операторы в 2020-х отчитываются об оборотах от 175 млн до 56,5 млрд рублей (для Яндекса подсчет включает выручку такси).

Примечательно, что в том же мае регулярными стали рейды по местам скопления электросамокатов. 14 мая губернатор города Александр Беглов заявил, что намерен серьезно изменить правила для сферы кикшеринга. В том числе предлагалось ввести плату за парковки на городской земле, запретить езду по тротуарам.

В тот же день ГАИ запустила профилактическую операцию "Кикшеринг". Самокаты начали забирать с улиц и целыми фургонами увозить на склад временного хранения. Их накопилось 5,5 тысяч, а 47news посчитал, во сколько обойдется вызволение.

16 мая стало известно об обысках в столичном офисе одной из компаний, которая формирует большую кикшеринговую тройку. Их проводили именно петербургские полицейские – речь шла о ДТП на севере Петербурга, в котором тяжело пострадал ребенок. К началу июля стало известно, что количество самокатов в кикшеринге сократилось почти на четверть. Сейчас на улицах Петербурга и Ленобласти порядка 40 тысяч двухколесных.