Потребители окончательно адаптировались к уходу иностранных брендов, но выросла доля тех, кто отмечает, что качество замены оказалось хуже,— с 44% осенью 2023 года до 60% в мае 2024 года, следует из исследования компании Б1.

В распоряжении "Коммерсанта" оказались результаты опроса, проведенного среди 1 тыс. человек компанией Б1 (ранее российское подразделение E&Y). Согласно им, в мае 2024 года об ухудшении качества товаров, заменивших ушедшие с российского рынка бренды, заявили 60% опрошенных, тогда как осенью 2023 года так считали заметно меньше респондентов — 44%.

Такая ситуация способствует возвращению потребителей к привычным маркам. Около 50% респондентов по-прежнему не готовы переплачивать за доступ к привычным, но подорожавшим товарам, год назад эта доля составляла 55%. Те, кто все же готов переплачивать, делают это в большей степени из-за качества — такую причину в мае этого года назвали 54% опрошенных, осенью 2023 года об этом говорили 36%.

Также в Б1 фиксируют снижение за полгода доли тех, кто регулярно покупает товары под собственными торговыми марками (СТМ) сетей,— на 6 процентных пунктов (п. п), до 48%. Качество таких товаров считают низким 30% опрошенных, тогда как год назад их было 25%. Аналитики делают вывод, что уровень качества СТМ уже в меньшей степени устраивает опрошенных.

Качество стало вторым по важности фактором при принятии решения о покупке — его отметили 82% респондентов, что на 9 п. п. больше, чем осенью 2023 года. Но больше всего опрошенных — 95% — по-прежнему считают важной цену товара. При этом в сегменте одежды и обуви значимость качества и цены, напротив, снижается, а повышается — в категории продуктов питания и товаров первой необходимости. По данным NielsenIQ, за январь—март, продажи СТМ в продовольственном сегменте выросли год к году на 18,7%, в непродовольственном — на 15,1%.

У покупателей одежды и обуви небольшой выбор: каналы, с помощью которых можно купить ушедшие бренды, очень ограничены, указывает гендиректор сети "Стокманн" Геннадий Левкин. По его словам, в основном это трансграничная торговля, не ставшая пока особо популярной. Он отмечает, что качество местных и оставшихся брендов не уступает ушедшим, но за них теперь приходится платить больше.