Конструкция под весом толпы раздавила человека. Он умер на руках жены. Прожив с ним 40 лет, она решила уйти из жизни. Это о любви.
66-летняя Татьяна Чижова, супруга погибшего полгода назад под мостом на празднике в Луге, не вынесла смерти любимого, с которым прожила 40 лет. Покончила с собой в феврале. Их дети требуют возмездия в суде. 47news они рассказали подробности рокового дня и как увядала мать.
70-летний петербуржец Владимир Чижов погиб после обрушения моста через овраг на набережной в Луге во время праздника "Ольгины берега" днем 22 июля 2023-го. В тот момент на конструкции скопилось много людей, ждавших прибытия ладьи с "княгиней Ольгой". По словам очевидцев, "мост под ногами хрустел", предположительно, не выдержал тяжести. В момент обрушения пожилой мужчина находился внизу.
архив 47news
- Мама в тот момент сидела на скамеечке в стороне. Она после операции на колене, быстро уставала. Потом вспоминала, как он сказал ей: "Ты тут посиди, а я схожу, для тебя все поснимаю, потом посмотришь". Это его последние слова ей были, - рассказывает дочь погибших Елена.
Татьяна Чижова на празднике 22 июля
В телефоне погибшего остались последние кадры, которые он сделал с позиции под мостом. На них - река, зеваки, плывущий кораблик с "княгиней", вот "витязи" на берегу. Потом смазанный кадр с чем-то серым, будто камеру что-то закрыло, и следующий - близко чужие ноги, валяется то ли тряпка, то ли штаны, кажется, в крови.
Последние кадры с телефона Владимира Чижова
47news рассказывал, как после обрушения мужчину из-под моста вытаскивали очевидцы, пытаясь поднять многокилограммовую конструкцию. Первыми бросились "витязи". Предположительно, сапоги на последнем кадре Владимира Чижова - часть их костюма.
- Как мост рухнул, мама не видела, пошла уже на крики. А там уже вытаскивали отца. Она потом с ужасом описывала, как звала на помощь, как кровь шла из тела, а она пыталась остановить. Как отец смотрел на нее уже не видящим взглядом и ничего не мог сказать. Как она его держала. Она с ним ехала в "скорой", он умер у нее на глазах, - вспоминает сын Алексей.
В справке о смерти говорится, что причиной гибели Чижова стали отек головного мозга, травма множественной локализации, удар брошенным, рушащимся или падающим предметом.
архив 47news
Владимир и Татьяна познакомились 44 года назад, в кафе, поженились через год и уже не расставались. Он работал в милиции, дослужился до звания майора, потом перешел в адвокаты. Она - инженер на заводе. Вырастили двоих детей, потом пошли внуки, на пенсии нянчились уже с правнуками, завели собаку - дворняжку по кличке Флора. Владимир продолжал практиковать, Татьяна полностью посвятила себя заботе о муже.
предоставлены Алексеем и Еленой Чижовыми
- Бывало, сидит в гостях у нас, потом глядь на часы - и бегом собираться. Там, говорит, Володечка скоро с работы придет, надо суп приготовить. Они так все время друг к другу: Танечка да Володечка. Душа в душу жили, - вспоминает с улыбкой дочь.
После смерти мужа Татьяна "стала другим человеком". Все время плакала, была подавлена, стала плохо идти на контакт. После похорон находиться в квартире, где столько лет прожила с мужем, уже не могла: оставалась то у дочери, то у сына. Стала плохо спать по ночам, жаловаться на боли в груди, но сердце оказалось здорово. Близкие думают, что у нее "так болела душа".
- Она все время винила себя в его смерти, потому что поход на этот праздник - ее идея. Рассуждала, как бы все сложилось, если бы не поехали или если бы он не оставил ее на скамье. Говорила, что не знает, как жить без него. С людьми вообще перестала разговаривать. Потом заговорила, что лучше бы и ей умереть, - говорит Алексей.
Обеспокоенные дети стали водить мать к психотерапевтам, Татьяне назначили антидепрессанты. Лучше не становилось: начались истерики, женщина пыталась навредить себе разными способами. Один раз успели остановить близкие, о второй попытке родных предупредила лаем собака. Дошло до госпитализации в психиатрическую больницу. С осени по февраль 2024-го женщина попадала туда трижды, после выписки становилось чуть лучше, но не надолго.
- Какие-то предпосылки до трагедии были? - спросил 47news.
- Она была очень активная, общительная, много смеялась. Любила путешествовать, это папа домосед, боялся летать. На фитнес трижды в неделю ходила, в бассейн. Просто будто смысл жизни потеряла без него. За полгода похудела на 30 килограммов, - рассказывает Алексей.
Татьяна Чижова после смерти мужа, предоставлено Алексеем и Еленой Чижовыми
28 февраля, меньше чем через неделю после выписки из больницы, Татьяна уехала на дачу. По словам Елены, тогда мать впервые отпустили одну, врачи разрешили. "Казалось, ей стало лучше, но мы теперь понимаем, что она для себя уже все решила и притворялась". Вечером сын нашел ее в петле. Вокруг крутилась и отчаянно лаяла Флора. У собаки женщина забрала ошейник. Прощальной записки не оставила.
Взыскать компенсацию морального вреда после смерти отца Алексей и Елена пытаются в гражданском суде. По уголовному делу они признаны потерпевшими. Общая сумма иска - 12 миллионов, ответчики - администрация Лужского района (заказчик праздника), Лужский городской дом культуры (организатор) и компания "РАИГ" (подрядчик по госконтракту модернизации парка и набережной, в результате которого появился роковой мост). Позднее к иску добавили ООО "Зенит-Групп", предположительно, субподрядчик РАИГа.
В иске - претензии, что заказчик и организатор "не обеспечили безопасность людей", на празднике "отсутствовали дежурные медики" (об этом 47news также рассказывали очевидцы). Есть вопросы и по мосту, который не выдержал нагрузку, а также, что "никто из ответчиков не обратился к истцам со словами поддержки и соболезнования".
- Если бы извинились, это что-то изменило?
- Честно, я не могу сказать, закончилось ли бы все по-другому. Возможно, ей было бы чуточку легче, - признал Алексей.
В "Зенит-Групп" от комментариев отказались, сославшись на отсутствие на месте руководителя и юриста. По телефонам РАИГ никто не ответил. Директор Лужского дома культуры Елена Самодумова, услышав вопрос журналиста, положила трубку.
Глава администрации Лужского района Юрий Намлиев рассказал 47news, что публично принеc соболезнования семье и естественно, по-человечески, крайне скорбит о случившемся. Что касается причин и гражданского иска, полагает, что нужно дождаться окончания следственных действий.
- Следствие оценит, насколько исполнитель тщательно выполнил все требования безопасности, насколько надежной была конструкция. Предполагаю, что после этого можно будет предметно говорить о рассмотрении гражданского иска, - считает собеседник.
И есть нюанс - по словам собеседников в администрации района, обрушившийся мостик, был элементом комплексного благоустройства, например как скамейка или урна. Требования к таким элементам, по понятным причинам, невысоки.
Уголовное дело расследуется в СК Ленобласти. Там ожидают результатов строительно-технической экспертизы.