47news спросил знатоков, о чем мирный сигнал президента Украины. Нам смешали непримиримость с усталостью.
Президент Украины 10 апреля в интервью Bild впервые не исключил вероятности разговора с Россией о мирном урегулировании. Схему под названием "формула мира" обещает представить после обсуждения на саммите в Швейцарии.
"...мы выработаем всеобъемлющий план, и, конечно, некоторые переговорщики, некоторые представители континентов представят этот план российским представителям, но только тогда, когда будет общее мнение", - сказал Зеленский.
47news спросил политологов, можно ли оценивать заявление как предпосылку для переговоров и если да, то какие горизонты.
- Высказывание связано с рядом причин. Во-первых, с неудачами ВСУ и сокращением поставок вооружений, которые создают для Украины высокий риск успешного наступления России по нескольким направлениям, среди которых Харьков и Часов Яр, - полагает директор факультета государственного и муниципального управления Университета "Синергия" Алексей Бычков.
По его словам, приближение президентских выборов в США обостряет внутреннюю конкуренцию и проблемы. Поэтому Украина отодвигается на второй и третий планы. "Так что заявление журналистам - послание в меньшей степени для России, а, скорее, для западных партнеров. Мол, настало время переходить к более решительным действиям", - полагает собеседник.
Мирный саммит по Украине в Швейцарии назначен на 15-16 июня. Заявлены делегации около 100 стран, России среди них нет. Необходимость участия нашей страны подчеркивали несколько приглашенных, в том числе Китай. Глава МИД Швейцарии утверждал, что мирное решение невозможно без участия России. Дмитрий Песков настаивал, что конференция неприемлема, поскольку не учитывает российские интересы.
Как отмечает директор Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василий Кашин, у Зеленского действительно постепенно меняется позиция.
- Раньше он говорил о вероятности заморозки конфликта для обсуждения территориальных претензий и их возвращения в будущем, теперь готов обсудить урегулирование с другими странами и передать предложения России. Проблема в том, что у западных стран нет выработанной позиции по украинскому кризису. Россия одна и самостоятельна в своих решениях, а у противника сложнее. Как только начнутся переговоры, высок риск давления с разных сторон.
Большинство опрошенных экспертов затруднились предложить временной диапазон, в котором могут состоятся переговоры, но завкафедрой международных политических процессов факультета политологии СПбГУ Галина Грибанова предположила, что не раньше 2025 года. Собеседница склонна опираться на итоги президентских выборов в США и ситуацию на фронте.
- Уже близко лето, а погодные условия возможно будут использованы для контрнаступления, о котором уже заявлял Зеленский. Во время него могут попытаться занять больше территории, чтобы применять в качестве аргумента на переговорах, - поделилась мнением Галина Грибанова.
- Есть убеждение, что Украина в вопросах противостояния не суверенна и весьма зависима от решений США и Евросоюза. Там устали от конфликта, - продолжает Алексей Бычков из "Синергии". - Но переговоры уже не могут быть такими, какие проходили в Стамбуле в 2022-м. То есть, теперь нужно учитывать требования России. Это заявленные ранее денацификация, демилитаризация, внеблоковый статус страны и смена нынешнего политического режима. Последний пункт Киев категорически не приемлет. Поэтому нынешнее заявление вряд ли можно воспринимать серьезно.
На переговорах в Турции в марте 2022-го стороны договорились о сокращении наступления российских войск на Киев и Чернигов. Делегация Украины заявила о готовности отказаться от попыток вернуть Крым и Донбасс военным путем, но настаивала на вступлении в Евросоюз. К октябрю 2022-го Зеленский подписал указ о запрете любых переговоров с Россией. При этом Владимир Путин неоднократно заявлял, что готов договариваться, но с учетом текущей обстановки на фронтах и включениях новых регионов в состав РФ. Посредниками готовились выступить и Турция, и Китай.
- Швейцария нашими властями не рассматривается как платформа для переговоров. Она полностью поддержала санкции, то есть это одна из недружественных стран, - объясняет Василий Кашин из НИУ ВШЭ. - Вопрос не в том, когда Украина начнет переговоры, а в том, когда Запад будет готов договариваться с Россией. Причем соглашение будет именно между Россией и США, скорее, с участием азиатских стран и на другой площадке. Если в США у власти окажется администрация с совершенно противоположными взглядами, все очень быстро закончится. Зеленский же хорошо понимает, что находится у власти, пока конфликт продолжается. Когда завершится, удержаться будет крайне сложно.
Политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников непримирим.
- Зачем нам вообще о чем-то договариваться? Зачем унижать страну капитуляцией на навязанных условиях? Еще не выполнены цели, заявленные президентом в начале СВО. Задача форума в Швейцарии - собрать под сотню глав государств, сформулировать новый ультиматум и представить его, как тезисы, с которыми согласны не только на Западе, но и во всем мире, - заявил он.
В ответ на предположение об усталости с обеих сторон, собеседник парировал: "Запад создает фонд в 100 млрд евро для вооружения Украины на ближайшие пять лет. До конца года планируют собрать трибунал для осуждения руководства России. В чем усталость?"
- Переговоры будут, в этом сомнений нет. Все современные военные конфликты так заканчиваются. Вопрос в том, с какими аргументами и основаниями к ним подойдут стороны, - возражает завкафедрой СПбГУ Галина Грибанова.
- Но как договориться, если каждый не принимает утверждения другого?
- Все равно должен быть компромисс. Публичные заявления не означают, что на них будут стоять до конца.