Закон о наказании за публикацию информации о последствиях ударов дронов приняли в Ленобласти, но в силу он не вступил. Рассказываем, что станет под запретом, будет ли он применяться за пределами региона и в чем соблазн манипуляции.
Как стало известно 47news 8 апреля, Законодательное собрание Ленобласти приняло поправки в областной закон об административных правонарушениях. Они предусматривают ответственность за неисполнения решений оперативного штаба Ленобласти. Штабы созданы в регионах в 2022 году по указу президента, но ответственности за неподчинение не было.
Как сообщает "Коммерсант", такие же меры приняты в Курской области.
Напомним, 4 марта оперштаб Ленобласти запретил публиковать и распространять информацию, которая раскрывала бы местоположение сил Минобороны и систем охраны стратегических объектов, а также о последствиях применения беспилотников. На распоряжение по сути не обратили внимания ни жители, ни журналисты, - никаких рычагов для его исполнения не было. Насколько известно 47news, инициатором был вице-губернатор по безопасности Михаил Ильин, курирующий работу силового блока.
Штаб запретил: публикацию и распространение любой информации, раскрывающих места расположения, дислокации, организации несения службы, боевого применения сил и средств Минобороны, сооружений систем связи, охраны объектов ТЭК, промышленности, мостов и портовых зон на территории Ленобласти.
Самый же заметный запрет - на публикацию и распространение любой информации, в том числе фото и видео, о последствиях применения беспилотников. Очевидно, речь об ударах украинских дронов. Можно лишь публиковать данные от властей региона. Из какой логики будет исходить чиновники при выборе материалов - неясно.
Пока же, после атаки беспилотника в соцсетях и СМИ распространяются десятки фото-видео с места. А в случае с удара по дому в Петербурге на Пискаревском проспекте 2 марта, счет и вовсе пошел на сотни.
За нарушение граждане получат штрафы до 3 тысяч рублей, юрлица до 50 тысяч. Решения будут принимать мировые суды на основании протоколов составленных оперштабом и муниципальными органами власти.
К слову, запрет на публикацию информации, которая может раскрыть месторасположение ПВО, действует давно и на федеральном уровне.
Запреты родились после череды ударов по Ленобласти. Первый беспилотник залетел 18 января, дрон упал на территории "ПНТ" в Угольной гавани. Через несколько дней прилет в терминал "Новатэка" в Усть-Луге. Затем еще несколько прилетов, в том числе по жилому дому на Пискаревском проспекте в Петербурге. 10 марта беспилотник был сбит у Форносово в Тосненском районе. Омбудсмен Ленобласти призвал готовиться к новым атакам. Затем два раза подряд предпринимались атаки на Киришский НПЗ.
По словам опрошенных юристов, правоприменение нормы вызывает вопросы. Например, как быть с условным жителем Рязани или Чукотки, разместившем фото последствий удара по Ленобласти. Кстати, в Петербурге такой нормы нет. Впрочем, часть юристов с уверенностью полагает, что область будет иметь право "дотягиваться" до граждан из других регионов, поскольку главное - привязка события к территории, где введен запрет. В то же время, жители Ленобласти не обязаны соблюдать закон об административных нарушениях, например Петербурга, находясь в своем регионе. Как будет на практике - покажет время.
Отметим, что на момент выхода материала законопроект не был опубликован на сайте официального опубликования нормативных правовых актов Ленинградской области. В самом же документе сказано, что в силу он вступает спустя десять дней с момента опубликования. В правовом управлении и в аппарате парламента подтвердили такую схему вступления документа в силу. К тому же, закон должен подписать губернатор. По информации 47news, этого еще не произошло. Иными словами, принятый законопроект ещё не работает.
Отдельный вопрос - к логике принятия решения. С одной стороны, понятно желание властей контролировать информационные потоки во время чрезвычайных ситуаций. Аргументы - недопущение преувеличений, фейков и паники. С другой - публичность способствует пониманию гражданами того, что опасность - не иллюзорна. При этом, монопольный контроль может привести к соблазну исказить информацию. Конечно же, из благих побуждений.