Надзор наступает с исками на банковский сектор термином "ошибочного восприятия действительности". Это касается тысяч обманутых и миллиардных сумм. Вряд ли это устроит ответчиков.          

За подписью прокурора Ленобласти Сергея Жуковского родились первые четыре иска о признании недействительными кредитных договоров с банками, заключенных под давлением телефонных мошенников.  Надзор добивается признания, что в момент оформления жертвы находились в неадекватном состоянии. В базу иска закладывается психиатрическая экспертиза.  

По данным нашего издания, первый иск подан в конце февраля в Выборге. Цитата: "В ходе исследования экспертами сделан вывод, что решение о заключении кредитного договора сформировалось под влиянием не соответствующих действительности представлений о существенных элементах сделки, ошибочного восприятия и осмысления ситуации в целом". 

Не первый год звонки под видом силовиков и вымышленных ведомств заставляют пенсионеров перечислять сбережения, брать кредиты и продавать квартиры. По-прежнему работает и схема "ваш сын попал в ДТП". Не секрет, что колл-центры на Украине. Ежегодный ущерб ЦБ оценивал в 14 млрд рублей. По оценке Сбера, уже пару лет назад в 25% случаев речь шла о заемных деньгах.   

Очевидно, что с учетом миллиардных масштабов, данное направление прокуратуры Ленобласти некомфортно для банковского сектора. Но есть условие, снижающее градус возможного противостояния в судах - прокуратура требует не закрыть обязательства по кредиту, а отменить выплату процентов. (тело кредита остается). Хотя, при такой диспозиции не совсем ясна роль экспертизы в части "ошибочного восприятия ситуации в целом". Выходит, что заключение кредита осмысленно, а осознание процентной нагрузки - нет. 

Скорее, прокуратура трезво подходит к судебным перспективам и начинает с малого. И уж точно финансово-кредитные структуры это понимают. 
Судя по новостям других регионов, реакция прокуратур с последствиями звонков стала системной. Например, февральским решением суда в Улан-Удэ надзор полностью отбил кредит, взятый пожилой женщиной. Но здесь предварительно было возбуждено дело о краже с банковского счета.   

Юридические споры об ответственности идут давно. Мобильные операторы и банки кивают друг на друга, полиция завалена – обманы растут ежедневно. По данным февральского опроса ВЦИОМ, за год 67% россиян получали звонки от мошенников. 93% не клюнули (по этой цифре можно судить об общем вале). 44% считают, что возвратом должны заниматься силовики, 31% возлагают ответственность на банки. 13% считают виновником саму жертву и против возмещения. 

Полиция пытается – постоянно ловит дропов, забирающих деньги. Но взять с них, как правило, уже нечего. Ищут и владельцев банковских карт, куда старики переводят нажитое. Но в большинстве случаев это номиналы, а средств на картах давно нет. Суды подключились - недавно организатор группы телефонных мошенников получил 15 лет. Но это, скорее, исключение - все участники находились в России.            

По мнению члена адвокатской палаты Ленинградской области Алексея Моисеенко (специализируется на защите прав потребителей), перспективы у прокуратуры есть. 

- Если судом будет установлено, что у человека было сформировано ложное представление о действительности. Но в таком случае конечным потерпевшим станет банк. 
- Как подобное состояние можно доказать? 
- Предположу, что для исследования кредитная организация должна предоставить аудиозапись общения. Маловероятно ретроспективное исследование того, как себя чувствовал человек. Это гражданский процесс и, если гражданин признан дееспособным, не состоит на психиатрическом учете, то он вправе заключать сделки и несет за них ответственность. Но есть нюанс в пользу потерпевших - если государство приняло решение бороться с явлением, то суды обычно прислушиваются, - отметил адвокат.           

Отметим, этим летом в России вступит в силу закон о дополнительной защите граждан, обязывающий финансовые организации возвращать клиентам украденные деньги. Но в законе речь идет про переводы денег. Не кредиты.