47news поговорил с фанатом "Зенита", кто колдовал над драками в самом громком сериале года. Он знает, как делать на экране больно и красиво.
Господствующая досуговая повестка офисов и кабинетов страны — разговоры о том, как казанские уличные подростки делят асфальт. Затравочные серии "Слово пацана" разбирают, наверное, все, кроме пожилой сибирской отшельницы-крестьянки Агафьи Лыковой.
В сериале - излом советской эпохи, терзания юных, беды матерей и очень много борзых банд, которые друг другу "пробивают фанеру", а стриженые головы оппонентов превращают в "копилки". Драки — становой хребет популярной драмы. К батальным "пацанским" сценам свои знания и умения приложил каскадёр из Сестрорецка Павел Сергеев, в фанатских зенитовских кругах известный, как "Паша Сергеев по прозвищу Паша Сергеев". 47news смог вызвонить с очередной съёмочной площадки мастера художественного мордобоя на несколько вопросов.
фото со съемочной площадки, страница Павла Сергеева, vk.com
- Павел, ты известен своими фанатскими зенитовскими спортивными активностями, хоккейной любительской "Ландскроной" и прочими субкультурными околофутбольными вещами. В "Слове Пацана" ты вообще как оказался?
- В трюковом киноцехе я уже лет пятнадцать. "Сестрорецкая школа каскадёров" слышал? Руководитель — Павлов Николай Зосимович. Учителя — Ивановы, Вячеслав и Александр. Просто, скажем так, с недавних пор я повысил свои скилы (квалификацию, - прим. 47news), теперь закрываю направление постановщика трюков. Работаю в команде трюковой студии. Руководитель - Максим Яковлев. То есть мы коллективом трюки ставили, а не то, что я один. А так, всё верно, старый фанат. Более 20 лет на стадионе. И, естественно, фанатский опыт сыграл большую роль в понимании того, как нужно преподносить те или иные сцены в этом, подчеркну, великолепнейшем сериале.
- Понял, для батальных кинохроник ты человек не случайный. А в "Слове пацана" от вас, специалистов по дракам, что хотели, какую задачу ставили. Не думаю, что перед тобой лежал том технического задания, где было прописано, как один другому "бац", а третий со стороны "хрясь"?
- На самом деле задача непростая стояла, режиссёру нужно было погружение в прошлое. Мы были закрыты в возрастных рамках — всем действующим лицам от 12 до 17 лет. Каскадёров такого возраста в стране очень мало. Интерес к трюковому делу у молодых людей просыпается позже. Погружение в эпоху подразумевало ограничения по использованию ног. Все драки — только на руках. Очень много репетировали. Работали с компанией массовки в триста парней. Отобрали из них 20-25 — сделали их ядром съёмочного процесса. Они в глобальных драках снимались, и как второстепенных героев их задействовали.
Основные участники батальных сцен "Слова пацана" на премьере сериала, со страницы Павла Сергеева, vk.com
- Вы же не по школьным дворам этих триста "боевиков" ходили-набирали?
- Рекрутинг — не наше поле. Людей предоставлял кастинг-департамент. Мы их привели на большую репетицию. Вычленили более или менее интересных нам персонажей, которые хорошо двигались, были знакомы с единоборствами. Согласовали кандидатуры. Начали более плотно с ними работать, постепенно подключая их к массовым стенам. Когда у тебя драка сто на сто, тебе, хочешь — не хочешь, со всей этой оравой приходится репетировать. Удалось договориться с одним из крупнейших спортзалов Ярославля. Съёмки в этом городе проходили, с февраля по конец апреля. Локации баталий — там же.
- Так а прототипы-то кто, с кого вы этих лихих в телогрейках срисовывали?
- (Смеётся) Ну вы же прекрасно понимаете, что фанатский опыт подразумевает не только хождение на стадионе. Так что прототипов было хоть отбавляй.
Павел Сергеев на трибуне на матче "Зенита", vk.com
- В голливудских боевиках супермены дерутся в своём непобедимом стиле, азиатские мастера кунг-фу — удивляют иначе, в "Слове пацана" - уличный стиль спальных районов. Как это изобразить. Кинодрака — это же не просто один изобразил замах, а другой сделал вид, что ему больно.
- Я говорю, что это сложная задача. Вот у нас, например, было ядро ребят, которые уже на определённом, пусть любительском уровне, владели боевыми искусствами — рукопашники, борцы, боксёры. Но, на самом деле, мы профессионалов старались к трюковому делу не привлекать. У них ведь гипертрофированное спортивное чувство. Их сложно под улицу переучить. Сюда же режиссёрские ограничения. Если броски — то без высоких амплитуд, если удары — только руками.
Мы большую драку дробили на отдельные противостояния: "один на один", "двое на одного". Отрабатывали отдельные элементы, а потом собирали вместе. Репетировали, много. Нам повезло в этом плане. Скажу, что в современном кино репетиция — это роскошь. С помощью репетиции можно решить очень много вопросов.
- По поводу "только руками", у вас там вообще-то люди и на аргументах друг друга калечат, один с арматурой влетает в толпу, рядом булыжники свистят.
- Подручные средства использовали в зависимости от накала противостояния. Но поставить трюк с таким материалом — в этом нет ничего сложного. Такие средства используются практически всегда, но, так скажем, не в таком количестве, как у нас.
- А что сложнее отрепетировать, поставить сцену раздачи тумаков в школьном гардеробе или битву район на район?
- Опять же, каждая трюкова сцена — отдельный подход и методика работы с актёром. Нельзя так ставить вопрос, что сложнее. Могу сказать, что те ребята-актёры, с которыми мы работали, хорошо адаптировались, хотели себя показать, впитывали знания и давали результат. Не буду говорить, про Ивана Филипповича Янковского (в фильме играет Вову-Адидаса лидера группировки "Универсам", - прим. 47news), который сам всё умеет. С моей точки зрения показал наикрутейший результат. Всё на лету схватывал. Но, конечно, было и тяжко, если парень никогда не дрался, то с первого раза ему не просто что-то изобразить. Но вы же смотрели первые серии, видите, что те, кто дерутся, дерутся хорошо.
- Ты - сестрорецкий фундаменталист, в том смысле, что понятно, где для тебя центр вселенной. Первый вопрос задал, а ты сразу про сестрорецкую школу каскадёров. Была возможность в "Слово пацана" протащить сестрорецкую тему?
- Желание такое у меня есть всегда, но возможности не было от слова совсем. Снимали в Ярославле про Казань. И всё-таки в кино должен каждый заниматься своими вещами. Мы - трюковой цех, а до художников-постановщиков нам как от Петербурга до Москвы. Но, конечно, я славлю свой родной Сестрорецк, где только могу.
- Так, может, есть какой-нибудь секретный сестрорецкий приём или удар, может, забытое учение сестрорецкого стиля уличной драки?
- К сожалению или счастью, сестрорецкого стиля драки нет, но есть постановщик трюков из Сестрорецка. Так как я участвовал во всех батальных сценах в сериале, то можете так и написать, что в "Слове пацана" - сестрорецкие драки. Вот мне товарищи, друзья-фанаты пишут сообщения, смс-ки, звонят — всем нравится, все в восторге.
Ненадолго потревожил сестрорецкого кинодеятеля Александр Калинин
Премьерные серии сериала "Слово пацана. Кровь на асфальте" вышли в онлайн-кинотеатрах 9 ноября. Сериал повествует о молодежных преступных группировках на фоне перестройки. Кино вызвало полемику. Ранее о своём видении ситуации вокруг кино рассказал коллегам 47news с "Фонтанки" автор книги "Слово пацана", бывший участником событий, известных как "казанский феномен", Роберт Гараев.