47news нашел требования рабочих "Выборгского судостроительного завода" и расшифровал их. Все дело в емкости времени.   

Стало известно, чего требуют рабочие "Выборгского судостроительного завода", устроившие своеобразную стачку 15 ноября на территории предприятия. Руководству они передали протокол общего собрания. Причиной недовольства судостроители называют "снижение заработной платы на протяжении двух месяцев" и неизвестность в будущем. Ситуацию определяют взрывоопасной, уже гуляют разговоры о перекрытии трассы "Скандинавия".

Во-первых, сотрудников не устраивает качество проработки технической документации. При монтаже это ведет к путанице и потери времени. (Пример: сначала нужно установить систему опреснения воды, а затем систему пожаротушения. Если сделано наоборот, то нужно демонтировать систему опреснения, а затем монтировать ее заново).

"Трудоемкости на эти неучтенные документацией работы нет".

Здесь стоит пояснить ключевую мысль: на заводе сдельная (аккордная) оплата труда - обозначенный объем работ нужно выполнить за строго определенное количество часов. Его устанавливает плановый отдел - зарплата складывается из стоимости одного норма-часа. Все, что выше - не оплачивается, поскольку цена часов закладывается в стоимость контракта, а заказчик за недочеты управления платить не будет.   

Вторым пунктом - неважная работа отдела материально-технического обеспечения - приходится долго ждать дефицитные позиции. Из-за этого вынуждены возвращаться к одному и тому же объему работ несколько раз, либо искать детали в "банках" (места, куда складируют все негодное и выброшенное). Все это увеличивает время работ, но как отмечалось выше, оно не оплачивается.

Еще один пример для понимания аккордного метода: допустим, вам нужно выполнить работу за 10 дней за 100 рублей. То есть, вы получите 10 рублей за день. Если на выполнение ушло 20 дней - стоимость 1 дня снижается до 5 рублей. И в месяце ограниченные 168 рабочих часов. Сегодня сотрудники говорят о том, что стоимость часа снизилась примерно с 420 до 300 рублей за час и даже ниже. Если так, то зарплата снизилась с 75 до 40 - 50 тысяч. Сама система расчета трудоемкости на верфях уходит корнями к справочникам начала 80-х, говорят специалисты.        

В третьем пункте - вновь сетования на неразбериху в очередности проведения работ и пример - маляров запускают до окончания сварочных работ. Трудозатраты увеличиваются (зачистка, перекраска), но компенсации нет.   

Сдельная система оплаты входит в клинч с тем, что "один чертеж" должны закрывать несколько цехов и подразделений. Но выполнение зачастую неравномерное по разным причинам. Например, отдел материально-технических ресурсов вовремя не поставил детали, и остальным приходится простаивать.       

С точки зрения рабочих, планово-технический отдел не учитывает коэффициенты при сложных условиях по монтажу - то, что на практике требует десятков манипуляций, считается единой "деталью". Например, помещение, забитое кабелями и трубопроводами. Таким образом, фактическое время работы превышает количество заложенных (оплачиваемых) нормо-часов.

Следующая претензия - нехватка инструмента "бывает, что один сварочный аппарат используется бригадой до 10 человек по очереди, то же самое происходит с болгарками". И это тоже приводит к увеличению времени работ выше планового.

У инженерно-технического состава другая система оплаты труда - оклад (40 тысяч) плюс интегрированная стимулирующая надбавка (ИСН). Ее определяет на комиссии, она оценивает уровень компетентности сотрудника. Подход тоже вызывает критику - решения комиссии носят субъективный характер и случается так, что в одном кабинете сотрудники на одной позиции получают сильно разную зарплату.  

Дальше - по заявлению рабочих, не заложена "трудоемкость" для "наблюдающих" за сваркой. Как поясняют специалисты, на судне это опасный и сложный вид работ.  Например, сварщик может висеть вниз головой или работать длительное время в крайне тесном помещении. При этом искры и окалина могут опалить уже проложенные кабели или попасть на краску. Наблюдающий - это тоже сварщик (как правило ниже разрядом), который по правилам пожарной безопасности наблюдает со стороны за процессом и может подменить напарника в случае усталости.    

Также, по мнению коллектива, при оплате труда не учитывается время необходимое для доставки деталей по территории завода. На практике ожидание выдачи и транспортировка может занимать не один час.   

Заканчивают рабочие претензией к отношениям завода с подрядчиком "Эра". Компании отдана прокладка кабелей. Мол, когда появляются замечания у приемочной комиссии, переделывать приходится сотрудникам завода, в то время как та самая "трудоемкость" на это не заложена (деньги получает подрядчик).

Одной из версий, почему руководство завода могло затянуть пояса, называют своего рода финансовую пирамиду. Говорят, ранее заказанные судна достраиваются на средства, полученные на строительство новых, и такая практика, якобы, не первый год. Но есть предположение, что схема дала сбой - один из последних катеров финансируется по линии гособоронзаказа исключительно целевым образом, а за расходованием денег следит казначейство и представители Минобороны.   

Кстати, в отрасли рассуждают над возможными изменениями после того, как совет директоров "Объединенной судостроительной корпорации" России возглавил глава банка ВТБ Андрей Костин (гендиректором ОСК назначен бывший первый зампред ВТБ Андрей Пучков). "Было бы вполне логично, если бы банк начал тщательный аудит всех предприятий, входящих в ОСК, в том числе ВСЗ" - предполагает один из собеседников.      

Виктор Смирнов,
47news  

 
47news задал вопросы ОСК по поводу требований рабочих. В корпорации пообещали исчерпывающе ответить. Ранее там сообщили, что зарплата растет. Прокуратура начала проверку.

Если вы работник завода и не против рассказать о причинах недовольства, свяжитесь с редакцией по телефону 8 (911) 718-77-77 (все мессенджеры). Конфиденциальность гарантируем.