Пожилая, гитарист и собака воюют с вандалами в ветхой двухэтажке в Подпорожском районе. Администрация просит потерпеть год. И у нее есть вода.

Уроки выживания в аварийном жилье подсмотрел 47news в Подпорожском поселении, что в 270 километрах от Петербурга. Дом №3 на улице Планеристов признан непригодным для постоянного проживания в январе 2015 года. Сегодня из собственников там осталась только 67-летняя Нина Александровна, да рядом на этаже проживает 47-летний сосед-арендатор Андрей.

Фото и видео в тексте - Андрея Григорьева 

Племянница Нины, Любовь Петрова, рассказала 47news, что пенсионерка переехала в Подпорожье из деревни Паша в 2017 году, когда похоронила единственного сына. Муж умер раньше, и там родни не осталось. Дом на Планеристов уже был аварийным, но считался крепким, теплым. Пенсионерка купила здесь однокомнатную. Говорят, за 500 тысяч рублей. В 2020-м других жильцов стали переселять в другие дома. Но Нину Александровну оставили.

Глава администрации Подпорожского района Александр Кялин поясняет: тем собственникам, которые совершили сделки с жильем после признания дома аварийным, по закону полагается только выкупная стоимость. Чтобы получить именно квартиру, нужно решение суда, и недавно оно получено. Поэтому Нина Александровна переедет в новостройку, но, ориентировочно, не раньше июня следующего года (дом еще строится).

- Дом разделен на две половины, в одной у нас отключено отопление, водоснабжение, во второй мы топим, есть вода, канализация. Понятно, что дом не признается аварийным просто так, но все необходимое имеется. И мы постоянно работаем с управляющей компанией над тем, чтобы в дом не проникали посторонние, - рассказал Кялин.

Оставшиеся жители все же считают, что с посторонними - беда.

- Как только все съехали, набежали мародеры. Посрывали все, что осталось - батареи, трубы, проводку, сантехнику, окна повыбивали. По дому забегали наркоманы, на чердаке постоянно кто-то сидел. А потом в подвале вообще нашли труп, - рассказала Любовь Петрова (об этом убийстве 47news рассказывал).

Потом начались перебои с подачей воды, зимой возле дома перестали чистить снег. Нина Александровна сломала ногу и одну из зим просидела в квартире. По словам племянницы, все вопросы с содержанием дома решались только после звонков лично Кялину. При этом сейчас, как признает родственница, в доме все блага цивилизации есть, если не считать общего состояния постройки. И того, что страшно - вдруг нагрянут маргиналы.

- Мы пытались узнать в администрации про временное жилье, нам сказали, что такого нет. Про деньги спрашивали, нам сказали, что максимум тысяч 300 она получит. Оставалось только ждать решения суда, - добавила Петрова (в администрации, напротив, отметили, что квартиры для краткосрочного найма имеются, но пенсионерка за ними письменно не обращалась).

Второй житель дома, Андрей Григорьев, снимает квартиру у матери-одиночки, которая съехала с детьми ждать переселения в другое жилье. Журналисту он рассказал, что видел и не такие трущобы, и здесь ему "еще нормально". Нравится, что может сколько угодно играть на гитаре и никому при этом не мешать.

- Я бы, может, и съехал, да жалко пенсионерку. У нее никого, кроме племянницы. Я, наверное, единственный сынок, кто мог бы заступиться. Съеду - и все тут по миру пойдет, - рассказал он 47news.

Говорит, было время, каждую неделю по пять человек выгонял из подъезда. Полиция приезжала - помогала, но "гости" опять возвращались. Из опустевших квартир повыносили все, в его квартиру лезть не рискнули - побоялись собаки.

- И ширялись, и вмазывали, и бухали, и что только не делали, пока я сам не заколотил все наглухо. Пусть бухают, да я боюсь, что сожгут нас заживо. Меня-то собака разбудит, а ее кто?

Теперь соседний подъезд, где уже нет жильцов, стоит с заколоченными дверями и окнами, туда не пролезть. На свой подъезд Андрей повесил замок, а изнутри - засов. Стало спокойнее, но окна бьют регулярно. Чаще всего - дети, которые лазают по принадлежавшим бывшим собственникам сарайкам. Эти постройки должны были снести еще в марте, но, говорит, стоят до сих пор.

- Как у вас с коммунальными ресурсами?

- Воду, бывало, отключали, я ходил с бутылками в администрацию. Она тут за домом как раз, — кабинет Кялина из окна можно увидеть. Сейчас напора нет, еле-еле моюсь. Вызывал сантехников - те не стали делать, сказали, что зимой зато не зальет. Электричество не сбоит, и слава богу.

- Не боитесь?

Нормально, если запирать подъезд изнутри. Иначе я выйду, и через две минуты у меня в подъезде бухач, и что я сделаю? Так что к нам теперь можно попасть только по предварительному звонку. Держим оборону.

В администрации сказали, что когда всех переселят, то все снесут, и здесь планируются новые дома. Сама же Нина Александровна разговаривать со мной побоялась – опасается, что если в администрации подумают, будто она жалуется, – станет еще хуже.