Жители Белорусии, невольно ставшие соседями ЧВК, – реагируют от восторга за рост доходов до страха за свою землю. Слушайте их голоса. Сравните со своим.
- Зачем нам это нужно? Пусть сидят в своей стране. Люди у нас нервничают, это не наш конфликт, не наша вина, и восторга нет от слова совсем. Это коллективное мнение. Непонятно, зачем мы ввязались в этот конфликт. Зачем нам, например, эти санкции? Жили себе, дружили с одним народом, дружили с другим. У нас были абсолютно теплые отношения. Можно же было оставаться нейтральными и жить как жили раньше - ни от кого независимыми, со своей культурой и понятиями, - говорит 47news врач из больницы в белорусском городе Осиповичи. В голосе коктейль обиды, растерянности, ностальгии и щепотка злости.
На днях стало известно, что в белорусском поселке Цель Осиповичского района Могилевской области зарегистрировано ООО "Вагнер". Там же располагается заброшенная военная часть, где, как говорят, уже дислоцированы бойцы самой известной в России, да и в мире, ЧВК. Мы спросили у местных, по душе ли им новые и особенные соседи.
Хозяин гостиницы в Цели Александр сначала не слишком обрадовался звонку.
- Мне уже из Стокгольма журналисты звонили, из Украины звонили, теперь вы. Что вам нужно?
- Из Стокгольма? - удивился 47news.
- Да, именно. С армянским акцентом. Спрашивал: вам же очень плохо сейчас? Я отвечаю: "В смысле? Почему мне должно быть плохо?" Он: "У вас же "Вагнер", у вас же Россия пришла, вам же теперь хана". Я: "Ну вы даете". А этот талдычит: "Нет, ну расскажите, как вам плохо". Как я не убеждал, что мне нормально, все без толку. А то, что "Вагнер" разместился, ни для кого не секрет.
- Визуальные признаки есть? Колонны, грузовики, палатки?
- Ничего подобного. Живут тихо-мирно в казармах и палатках в бывшей воинской части, их не видно, не слышно - как мухи. Дисциплина жесточайшая. Никто оттуда вообще не выходит, видимо, запрещено.
- В магазин ходят?
- Нет, никуда не ходят.
- Поселок стал популярным. Вам выгодно?
- Ну-у-у… популярность понятие относительное. Все-таки это моя деревня, там мой дом, это была моя Цель. Теперь это Цель еще кого-то еще.
- Опасения у жителей были?
- Честно говоря, не знаю. Ко мне вагнеровцы не приходили.
"Несколько многоэтажек в окружении высоких сосен, бетонный забор по периметру, будка КПП", - так описывало бывшую ракетную воинскую часть несколько лет назад издание "Беларусь сегодня". Часть занимает добрую половину поселка.
Printscreen сервиса "Яндекс.Карты"
Сурово поздоровавшийся турагент внимательно выслушал вопрос.
- … как вы относитесь к ЧВК "Вагнер", - едва договорил 47news и получил мгновенный ответ.
- До свидания.
Продавщица магазина в райцентре Осиповичи преисполнена, как показалось, настороженного оптимизма.
- У нас все хорошо. Никакого ощущения тревоги.
- Может, вы даже рады? - предположил 47news.
- У нас все в порядке, - как заведенная отвечала собеседница.
(Понятно, что граждане Белоруссии не расположены говорить с незнакомцами на резонансные темы, после митингов 2020-го у братского народа вольностей поубавилось, а подозрительности прибыло).
В магазине, расположенном у больницы в Осиповичах, с энтузиазмом ответили на вопрос, как местные жители восприняли размещение штурмовиков. И сложилось ощущение, что восторг настоящий.
- Отлично восприняли! Очень рады!
- Чему именно? - не менее искренне поинтересовался 47news.
- Нормальные люди. Там у нас военная часть. Там могут быть либо наши, либо они. Нам все равно - у нас увеличились продажи, и мы очень радостные. Продукты покупают и носки. Поэтому нас все устраивает, очень адекватные люди, нам не мешают. Их привозит офицер небольшими группами - сами по себе никуда не бродят. Еще из больницы они приходят, у меня павильон около райбольницы. Приходят те, кто простывшие с соплями. Покупают все и довольные уходят.
- Алкоголь?
- Не торгуем, больница же рядом.
В Цели стоит монумент с надписью "Спасших человечество от нечисти в самые суровые года, павших за свободное отечество, люди, не забудем никогда".
На вокзале дежурная отреагировала робко.
- Конечно, знаем. Нас это совершенно не напрягает.
- Видно бойцов на улицах?
- Нет. А раз не видим их, то и тревоги нет, - логично ответила собеседница, добавив, что вообще-то военных в Осиповичах в принципе всегда много.
- Среди знакомых обсуждается?
- Нет-нет, - быстро ответила девушка.
В местном отделе полиции на вопрос о том, изменилась ли оперативная обстановка в связи с появлением вагнеровцев, изумленно переспросили: "И что?". Затем, слегка призадумавшись, отправили с вопросами в МИД Белоруссии. Но все же лаконично выразили: "Ничего страшного".
В колледже Осиповичей отправили в Могилевский облисполкома (кто не помнит, что это, - аналог правительства области).
- Может кто-то из вагнеровцев подал документы на поступление? - решил поднять девушке-секретарю настроение 47news.
- Им что 16 лет? У нас поступают после 9 класса. Как вы себе это представляете? - серьезно ответили на том конце белорусского провода.
Сотрудница местной больницы, с который мы начинали материал, была самой откровенной. По её словам, ничего хорошего она в размещении вагнеровцев не видит.
- А что сейчас?
- Сейчас нашу страну не любят. Это, мягко говоря. И мы, жители, не чувствуем себя в безопасности. У меня нет претензий к русскому народу, нет претензий к вагнеровцам, но у меня есть дети, близкие. Почему я должна не спать и нервничать? Зачем их было у нас размещать? Какая-то провокация. Меня сейчас просто прорвет, я долго могу рассказывать.
- Хозяйка магазина напротив радуется.
- Вы же понимаете, что она радуется росту дохода. К тому же, небезопасно у нас разговаривать по телефону с незнакомыми людьми, поэтому стопроцентной правды вы не добьетесь. А я не против русских, не против украинцев, я за мир. Но теперь непонятно, что будет дальше. …Есть даже мнение, что сейчас внедряют, а потом начнут отжимать территорию. Надеюсь, я ошибаюсь.