47news поговорил с подростком из "уличной банды", которая тиранит школьников под Всеволожском. Он говорит, что такой же, но мнение иное.
Наш собеседник живет в Янино с начальной школы. Его родители из Закавказья. На исторической родине не был никогда. После последних событий, встряхнувших поселок, почти не выходит из дома. Но видел то, что было до.
8 августа в Янино был вызван наряд полиции из-за угроз школьнику пистолетом. Как рассказали в полицейском главке, агрессором оказался другой подросток – из страны ближнего зарубежья. В местных пабликах следом посыпались жалобы на некую банду таких же подростков, которые вымогают деньги и вещи, избивают молодежь, ходят "с предметами, похожими на оружие". Проверку провел СК, следом было возбуждено уголовное дело.
"Вообще нормальная была компания год назад, не было никаких драк. Потом появились новые ребята и с ними Рустам. (С этим именем в пабликах связывают подростка, который попал в полицию из-за угроз пистолетом.) Он в Янино уже несколько лет, но в компанию не сразу пришел. Теперь он там самый плохой, отжимает деньги, электронные сигареты, одежду. Он все отжимает, что ему нравится", – начал рассказ собеседник.
страница "Наше Янино" в соцсети "ВКонтакте"
Это Рустам
Говорит, что после прихода Рустама достаточно быстро покинул компанию. Тот стал сколачивать вокруг себя что-то вроде банды, быстро стал лидером, начал плохо влиять на ребят. Приходил в местную школу, хотя сам учится где-то в вечерней (ему сейчас 16 лет). Появилась закрытая группа в соцсетях, куда подростки выкладывали видео драк, разборок.
– Я ушел, когда у меня тоже стали вещи отжимать. О том, что видел, никому не рассказывал, иначе меня бы побили.
– То есть, любого могут задеть? – спросил 47news.
– Да, они не только к русским, но и к своим могут придраться. Начинает именно Рустам. Но то, что мы с ножами, кастетами ходим, это неправда.
– После того, как ушел, тебя не трогают?
– Нет, я с ними здороваюсь, могу поговорить и уйти. Разговариваю с теми, кто нормальные. Там много нормальных пацанов, которые не будут просто так лезть в драки. Они будут просто стоять вдалеке и смотреть.
На вопрос, почему ничего не говорят против, собеседник сказал, что Рустам все равно не послушает. На него могут повлиять только старшие. Но и с ними он может сделать вид, что согласен, и сделать по-своему.
– Из-за чего они бьют толпой? (в пабликах появились видео, где подростки собираются большими компаниями и притесняют других).
– Могу сказать, что все эти драки были за дело. Когда местные обзывали нерусских, их родителей, ислам. Например, есть видео драки в скейт-парке. Я был там (собеседники 47news рассказывали, что конфликт завязался, потому что у русского парня в ухе была серьга). Все это из-за того, что эти два мальчишки начали орать что-то там про ислам (в голосе собеседника появилась жесткость). У нас неподобающе вести себя так. Мы спокойно сидим, пока нас не оскорбляют, потому что мы типа нерусские.
– Это часто бывает? Ты слышишь какие-то оскорбления в свой адрес?
– Ну, иногда. Русские ребята могут обозвать. Но я не особо реагирую на это, могу просто беседу с ними провести без драк, без ничего.
– Вы чувствуете себя чужими?
– В нашей культуре заложено уважать старших, не перечить им. Я хоть сейчас могу открыть Коран и найти, где есть об этом. У нас не принято оскорблять чужих родителей, чужую веру, это категорически запрещено. Год назад один из наших обозвал русскую веру, ему объяснили, что так нельзя делать. Он еще раз сделал, тогда его побили и выгнали. Еще мы борцы, боксеры. В общем, у нас больше спорт в стиле ММА: боевое самбо, борьба. Этим все занимаются с детства, в секцию приводят родители. Я, например, с шести лет занимаюсь тхэквондо, как и мой отец. Те, кто не занимались с тренером, сами учатся на спортплощадках, берут опыт у своих.
Другие занятия у подростков тоже есть. Говорит, кто-то занимается плаванием, кто-то шахматами, в компьютерные игры тоже играют. Все как у остальных.
– Как ты видишь развитие событий в Янино?
– Нам посоветовали не выходить пока из дома. У нас ездила полиция, жители собираются. Приезжали люди из "Русской общины" (позиционируют себя как "братство русских" для "всех видов помощи друг другу"), задавали вопросы, где гуляют такие, как мы, наклеили везде свои наклейки, на моей двери тоже. Я дальше магазина теперь не хожу.
Сейчас жители городка собирают группу быстрого реагирования, на улицах видели полицейские патрули, которые, по словам очевидцев, останавливают подростков-иностранцев.
– Чего ты боишься?
– Да всего, что сейчас здесь творится. У нас говорят, что сейчас русские в Янино будут бить нерусских. Вчера меня на улице чуть не залили перцовым баллоном со спины. Я не увидел, кто, сразу вперед побежал.
– Родители ваши почему не вмешиваются?
– Моя мама расспрашивала, что и как. Успокоилась, когда поняла, что я ни в чем не замешан. У Рустама отец в Таджикистане, здесь только мама. Вот она его посадила сейчас дома, он не выходит больше, наказан. А так парни сами должны подумать, что они делают. Я просто хочу, чтобы это поскорее прекратилось.