47news спросил, какую б/у-машину можно купить в России, чтобы не разориться на ремонте. Для тех, кому "Гранта" страшнее аукционов Японии.
Российский автопром подминают китайцы, но АвтоВАЗ уверен, что с конкуренцией справится. 47news посмотрел, какие еще авто можно рассмотреть россиянам, чтобы не получить в довесок беды с обслуживанием.
Практически новое авто по адекватной цене можно взять на автоаукционе в Японии. Будет праворульная, но со значительной экономией. Например, "Тойота Королла" 2020-2021 годов выпуска и пробегом до 30 тысяч километров — в среднем 700 тысяч рублей (в России с левым рулем - от двух миллионов), "Камри" — 1,1 миллиона (в России - от трех). Однако к цене придется добавить таможенную пошлину (от 200 тысяч рублей), доставку (из Владивостока до Петербурга около 150 тысяч), расходы на компанию-посредника (участвовать в аукционе сам россиянин не сможет, нужна лицензия аукционного брокера в Японии. Так что плюсом еще 30-50 тысяч рублей). Все равно выйдет дешевле, чем левый руль, а внешне, как уверяют посредники, отличий не будет.
По словам замдиректора компании "Япония-Трейд" Алексея Журбы, расходы на таможню и доставку по РФ с началом спецоперации выросли примерно на треть. Но россиян это не останавливает: спрос поднялся в полтора раза. Сами авто подорожали несильно, с поправкой на курс доллара.
— На россиянах там не спекулируют? — насторожился 47news.
— Не смогут. В Японии в день проходит 20-30 аукционов, продается по 15 тысяч машин. Участвуют брокеры из разных стран, стартовая цена для всех одинаковая, а дальше кто выиграет, — заверил Журба.
— Какие есть подводные камни?
— За состояние авто можно не волноваться. Каждый лот проверяют аукционные эксперты, в Японии с этим строго. За скрученный пробег — до уголовной ответственности, поэтому такие, если и попадаются, то одна на тысячу (и та будет отмечена на аукционе). Не смотрят разве что ходовую часть: им просто без надобности, так как дороги идеальные. Японцы тюнингуют машины до просвета в 2 сантиметра и ездят без проблем.
Наибольшим спросом на аукционах у россиян из бюджетных автомобилей пользуются "Тойота Приус" и "Ниссан Ноут", из дорого сегмента — "Тойоты Ленд Крузер Прадо", "Рав 4", "Тойота Харриер". На подбор нужного авто и аукцион уходит до двух недель. Платеж покупатель делает продавцу напрямую, в иенах. Подойдут только банки из тех, что не под санкциями, то есть не основные. Затем доставка, таможенные процедуры — еще около месяца. Владельцу из России машина с аукциона попадет уже с документами, останется зарегистрировать в ГИБДД.
Автоэксперт из Петербурга с 20-летним стажем Александр рассказал 47news, что проблем с запчастями для японских автомобилей нет. Из тех, что производили для российского рынка, подержанных посоветовал "Тойоту", для которой "есть все". Чуть похуже с обслуживанием "Ниссанов", "Мазд", "Хонд", но тоже прилично. Но лучше брать машину не старше 10 лет. Можно рассмотреть и "Субару", но выпуска до 2009 года. Те, что выпускались позднее — сильно просели по качеству.
"А вот европейские и американские автомобили посоветовать не могу. Старые БМВ, "Мерседес", "Ленд Роверы" отремонтировать нереально и продать практически невозможно даже за полцены. По ходовой части и двигателю запчасти найти еще можно, а все "железо" по кузову, фары, лобовые стекла — сложно и дорого", — отметил собеседник.
Проблема с "американцами" и "европейцами", не только в этом: россиян отключили от всех сервисных интернет-порталов. Электронику теперь не проверить. Элементарно загорается лампочка неисправности двигателя (check engine), а в чем проблема — остается только гадать. Как чемодан без ручки.
Автовладелец из Петербурга Анна рассказала 47news, что ей пришлось менять поврежденный бампер на "Мерседесе", искала долго, взяла китайский, отдала 37 тысяч рублей. Другой горожанин, Владимир, поделился, что проверить электронику не смогли и на его "Камри", то есть отключены от софта и "японцы".
Автоэксперт Виталий Новиков отметил, что распространенные в России европейские "Шкода Рапид" и "Фольксваген Поло" легко обслуживать и после санкций, запчасти доступны. Проблема в том, что на вторичном рынке такие машины в нормальном состоянии сложно найти.