Бизнес на карьерах стал непрост, но продавать никто не спешит — за три копейки не хотят, а за реальную цену не купят. 47news нырнул в проблемы песка и щебня.

В Ленобласти в апреле и мае в продаже стали появляться карьеры по добыче песка, гранита и щебня. 47news нашел на "Авито" 11 свежих предложений по цене от 28 миллионов до 1,2 миллиардов рублей. Шесть из них - в Выборгском районе, два - в Тосненском, по одному – в Приозерском и Кировском. Все щебеночные карьеры из списка продаются с уже полученными разрешениями, но не разработанными, за исключением самого дорогого: его предлагают с оборудованием, но место продавец-посредник назвать отказался (что представляется несколько странным). Большинство песчаных – работающие.

47_pits.png

Автор инфографики - Кирилл Григошин

По данным комитета по природным ресурсам, в Ленобласти действует 261 лицензия на пользование участками недр. Но разрабатываются не все, а только 120 карьеров (из них около 70 - песчаные). 11 объектов на этом фоне - вроде бы немного, но заметим, что еще в марте не было ни одного. А сезонности в этом бизнесе, как пояснили опрошенные автором эксперты, нет.

- Это уже давно не такой сладкий бизнес, как может казаться со стороны, вот и начали скидывать, - рассуждает один из участников рынка в регионе (у него с делами как раз все хорошо). – Себестоимость добычи песка поднялась, болтается от 150 до 300 рублей за кубометр. Логистика подорожала чуть ли не вдвое, и перевезти материал сейчас может стоить те же 300, а то и 600 рублей за кубометр, зависит от места. Выживают те, кто расположен в разумной близости от города и крупных строящихся объектов. Но такие места давно разобраны, оставшихся выгодных и незанятых месторождений уже нет.

Цены перевозчики повышают, в том числе из-за штрафов. Пока дороги были на просушке, на региональных трассах ввели ограничения по массе грузовиков. На трассе "Сортавала" заработал весовой контроль со штрафами до 400 тысяч с машины. Весы должны заработать и на других дорогах.

Продавец неразработанного карьера "Инкиля" за 250 млн в Тосненском районе ответил 47news, что для его компании это непрофильный актив. Но в разговоре признал, что времена теперь тяжелые. Раньше материал возили в Финляндию, теперь направление схлопнулось. И техника стала сильно дороже: раньше брали подержанную из Европы, теперь б/у на рынке почти не осталось. Китай эту нишу занимает, но медленно. Главное же – стало меньше крупных строек, прежде всего, государственных. У карьерщиков были ожидания, что будут строить вторую платную трассу "Петербург – Москва" и скоростную ж/д ветку до столицы, но чаяния не оправдались. На эпохальную стройку Газпрома в Усть-Луге просто так не зайти, да и там, якобы, есть проблема с платежами.

- По объявлению звонят?

- В основном, Москва. Все равно продастся, - уверен собеседник.

Ещё одной возможной причиной собеседники назвали несоответствие добытого материала ожиданиям: "По ГОСТу, может, и песок, а по факту - пыль". Давление на отрасль оказала и налоговая: теперь карьеры должны заплатить недоимки по новой методике за 2019, 2020 и 2021 годы.

Гендиректор "Агентства исследования рынков" Александр Дубодел рассказал 47news, что собственники могут избавляться от карьеров, видя, как просел рынок стройматериалов, где весомая часть - щебень и песок. Падение началось во втором полугодии прошлого года, а сейчас объемы потребления снились на 20%. "Избавиться от этих активов в текущих условиях будет непросто", - считает он.

- Почему больше всего предложений - в Выборгском районе?

- Там достаточно большое сосредоточение карьеров, из-за этого может быть и больше предложений по продажам объектов. Вторая причина: уходит крупный проект: заканчивается реконструкция трассы "Скандинавия", такие объемы материалов больше не требуются.

Одно из песчаных месторождений Выборгского района, карьер "27 км" (расположен возле поселка Старорусское), принадлежит ООО "Выборгстрой". На их сайте говорится, что изучение запасов на объекте началось в 2001 году под потребности района по строительству и реконструкции трасс "Зеленогорск-Приморск-Выборг и "Скандинавии". По СПАРКу, с 2018 года ООО работает в минус. В 2022 году убытки 5,1 млн, в 2021-м - 6,63 млн. В фирме не стали давать оценку нынешней ситуации.

В компании "Этажи", продающей бизнесы по всей стране, пояснили, что продажи карьеров – исключительно адресные, их предлагают крупным целевым покупателям. "В этом сегменте все меньше малого и среднего бизнеса, для которых разработка месторождения за счёт высоких стартовых затрат может быть просто неподъёмной, а для крупного инвестора мелкие месторождения неинтересны. Нередко собственники выставляют их по каким-то космическим ценам, часто - когда сами освоить не смогли, а разрешительная документация на освоение подходит к концу", - пояснил руководитель департамента коммерции Антон Лескин.

Карьерщики рассказали, что полный комплект оборудования для добычи щебня стоит от 10 до 15 млн евро. Для песчаного - от 200 млн рублей (карьерный экскаватор порядка 50 млн, погрузчик около 30 млн, всего нужно 6-7 единиц техники). К новым карьерам нужно делать съезды, а то и дороги, это 5-10 миллионов за километр (47news рассказывал, как многие разбивают соседские сельские). Пакет документов (проектная документация, топографическая съемка, экспертиза, лицензия, разрешение на пользование участком и т.д.) обойдется в 15-20 миллионов, ждать придется от года. Затем расходы на зарплаты работникам. Кстати, еще нужно платить за аренду лесного участка, причем даже если карьер не работает. За объект в 40 га (средняя площадь песчаного) это 400-450 тысяч в месяц.

В "Группе ЛСР", являющейся лидером региона по добыче песка и щебня, сообщили, что в одновременной продаже в регионе 11 карьеров ничего экстраординарного не усматривают.

К слову, по данным Росстата, добыча камня, песка и щебня по сравнению с прошлым годом растёт. В статистике за март (апрельская не готова) указано, что добывать стали больше на 3,9%.  Но это усредненная математика по стране.

По словам гендиректора и совладельца компании "Дорпромгранит" Александра Митина, песчаные карьеры зачастую переходят из рук в руки, а что касается щебеночных, то рынка перепродажи таких объектов как такового нет:

- За три копейки никто продавать действующий карьер не станет, а за реальную цену, в связи со сложившейся ситуацией, никто не купит. Пытаются выйти в кэш только те, у кого, по сути, лишь пакет документов. Что касается цен, то можно поставить хоть 10 миллиардов.