Подмосковное управление Роспотребнадзора добилось в суде признания неправомерности практики Wildberries взимать с покупателей плату за обратную доставку некачественного товара.
Подольский городской суд Московской области счел нарушением закона со стороны крупнейшего по обороту российского маркетплейса Wildberries требование для покупателей оплачивать возврат товаров ненадлежащего качества. Об этом сообщил РБК замруководителя управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по Московской области Николай Дрозд.
Иск к операционной компании маркетплейса — ООО "Вайлдберриз" — управление Роспотребнадзора по Московской области подало в начале марта 2023 года, следует из данных картотеки суда.
Массовое взимание удержаний за возврат товаров Wildberries начал вводить еще весной 2022 года. В потребительской оферте прописано, что в большинстве случаев при возврате покупатель получит уплаченную сумму стоимости товаров за исключением расходов компании на доставку возвращенного потребителем товара. При этом условия возврата у разных пользователей варьируются: возможность бесплатного отказа от товара или взимание удержания, которое может составлять 50-150 руб., указывается сразу при добавлении покупателем товаров в корзину. Отдельно Wildberries оговаривает в документе, что стоимость обратной доставки при отмене невостребованного заказа (по истечению срока хранения) равна стоимости обратной доставки при отказе от товара или его возврате, но составляет не менее 100 руб. за каждую единицу товара.
В марте между Wildberries и ее партнерами возник конфликт из-за новой системы штрафов, по которой с сотрудников пункта выдачи заказов (ПВЗ) собирались удерживать полную стоимость товара, если он придет покупателю с браком или не будет соответствовать заказанному. На этом фоне владельцы ПВЗ провели забастовку в разных городах России, некоторые пункты выдачи были закрыты. В итоге компания решила отменить 10 тыс. некорректно начисленных штрафов и приостановила назначение новых. Кроме того, появилась согласительная комиссия для разрешения возникших разногласий. В нее вошли представители компании и инициативной группы от ПВЗ.
В управлении Роспотребнадзора уточнили, что Wildberries было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, а иск был подан в целях защиты прав неопределенного круга потребителей. "При вступлении решения суда в законную силу у каждого потребителя будет возможность на обращение к продавцу за возмещением имущественного вреда, связанного с платным возвратом товара с недостатком, приобретенным по договору купли-продажи с ООО "Вайлдберриз", — отметили представители службы.