Жители идут на сход - около двух месяцев горит мусорный полигон. Потушить можно, но это не выгодно бизнесу. 47news упоминает роль мартышки.
Жители садоводств в окрестностях горящего мусорного полигона Монита под Вырицей днем 15 апреля собираются на народный сход. Претензия такая: Достало. По оценкам областного комитета по правопорядку на 13 апреля, площадь активного, глубинного горения составляет 2 тысячи квадратных метров. В ответе местным жителям комитет сообщает, что тушение идет в круглосуточном режиме и создаются минерализованные полосы в которые подается вода (преграда из почвы на линейных участках).
Председатель комитета Рябцев объясняет, что для ликвидации таких возгораний необходимо использовать грунт для отсыпки горящих поверхностей. Ежедневно нужно не менее 1000 кубометров. В то время как силами собственников полигона и администрацией Гатчинского района завезено всего 5,8 тысяч кубов. Рябцев сообщает - пожар находится личном контроле вице-губернатора по безопасности Михаила Ильина.
И резюме: если в ближайшее время площадь пожара не уменьшится, то будет решаться вопрос о введении ЧС (чрезвычайной ситуации).
Режим ЧС вводится локально. Позволяет выделять средства на ликвидацию из казны Ленобласти без лишних формальностей, а также привлекать подрядчиков без конкурсных процедур.
Первые сообщения о пожаре на полигоне поступили 25 февраля. Тогда говорилось о площади 150 квадратов. Если вкратце, то первой нос по ветру держала прокуратура - организовала проверку. Площадь выросла до 4 тысяч квадратов. Присоединился Росприроднадзор, но его сотрудников не пустили на территорию (даже с полицией). На такую дерзость отреагировала лично глава ведомства Светлана Родионова. Пробились, начали проверку, копнули. Прокуратура потребовала в суде рекультивации.
- Выявлены нарушения земельного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Руководителю объявлено предостережение. Возбуждено несколько административных дел, - грозил надзор личным контролем прокурора Ленобласти Сергея Жуковского.
Наконец, именем Александра Бастрыкина возбуждено уголовное дело.
- Произошел выброс оксида углерода, диоксида азота, а также углерода в воздух. В таком количестве вещества представляют угрозу для здоровья людей, проживающих вблизи полигона, - сообщило ведомство.
Тем временем, жители заметили, как по ночам на территорию заезжают мусоровозы. А погода - только добавляет рисков.
Полигон принадлежит ООО "Монита" на праве аренды. По СПАРК, компания зарегистрирована в 2019-м. Принадлежит физлицам Роману Рябцеву и Юрию Солохину, директор Сергей Козлов. Оборот в 2021-м 24 млн, прибыль 400 тысяч. Полигон площадью около 2 гектар исчерпал мощности, но говорят, владельцы предлагали его к продаже с прицелом на проект рекультивации. В марте суд установил: компания незаконно разместила более 16 тысяч кубов отходов.
По словам председателя комитета правопорядка Вячеслава Рябцева, тушение затрудняет позиция собственника.
- Мы готовы заливать водой, но необходим ещё подвоз грунта и техника. Но собственник закрывает этот фронт процентов на десять от нужного. Говорит, финансовой возможности нет. И, похоже, не выполнялась должная пересыпка мусора грунтом. МЧС выйти с проверкой не может - со времен пандемии остался запрет. Только с разрешения прокуратуры, но там говорят - нельзя.
- Вы ЧС готовы объявить, чтобы получить финансирование?
- В том числе. Но это тоже не дело. Ленобласть потратит свои средства с призрачной надеждой взыскать потом с собственника. Мы конечно руки не опускаем, дожмем их. Но эта позиция У меня нет денег, тушите сами, это же пожар говорит о том, что мы его грехи должны покрывать, - с понятной эмоцией чиновник.
Собеседники в МЧС коротко подтвердили, что критически важен подвоз грунта. Проливать можно сколько угодно, но толку от этого мало. Против физики приемов нет. Нужен завоз грунта и перемешивание техникой - отметил один из спасателей. А один из чиновников едко заметил: Какой смысл коммерсанту тратить деньги? Выгоды от этого ему никакой. Он подождет, пока государство поработает.
Кстати, в переводе с испанского monita значит мартышка.
С собственниками полигона связаться не удалось. Редакция готова предоставить им слово.