С рок-клуба "Кочегарка" посыпались первые кирпичи. Их в рюкзаках таскали мальчики-музыканты в 80-е, собирая по стройкам. Место стало кодом Выборга, а сегодня его исторгает система.

На днях по Выборгу пополз слух: разрушают постройки "Кочегарки" на улице Германа Титова, 1. И будет здесь теперь то ли очередной "Магнит", то ли кафе. Место, как говорят, "рыбное" — прямо на туристической тропе, в Старом городе.

Местные власти пока не в курсе, что происходит. Глава администрации района Валерий Савинов сказал 47news, что разберется, когда вернется из отпуска. Представитель клуба Андрей Чумаков заверил, что все под контролем: найден инвестор, грядет полномасштабная реконструкция, открытие — летом.

"Кочегарку" основали Сергей Юдин и Владимир Дубовов. Юдин — электрик, любитель музыки, говорят, не выдержал давления и финансовой нагрузки, передал свою долю Андрею Чумакову. На письмо 47news он не ответил. Владимир Дубовов, лидер группы "Евгеньич-бэнд", умер в 2017 году в стенах родного клуба. Говорят, делал ремонт весь день, ночевать остался в "Кочегарке" и не проснулся.

По данным СПАРК, ООО "Звук" (юрлицо "Кочегарки") с 13 декабря 2022 года перешло от Чумакова бизнесмену Александру Нисторовичу. В Выборге он известен также как Саша Матрикс, лицо паб-ресторана "Чемпион". Он также руководитель и совладелец компаний "Выборгское пиво" и "Папарацци" (ресторанный бизнес), управляющий ООО "Выборгские бани", где у него в партнерах — Виталий Петров, старший сын более чем известного бизнесмена Александра Петрова, убитого снайпером в 2020 году. На момент гибели он был владельцем и совладельцем 26 структур Выборга.

"Не комментирую", — ограничился Нисторович на вопросы 47news о "Кочегарке".

"Кочегарка" появилась в тяжелые 80-е годы, когда по улицам Выборга бегали безработные, а бездомные дети выпрашивали у финнов одну марку на пожрать", — вспоминает завсегдатай клуба, старейший выборгский журналист Андрей Коломойский.

Сейчас ему 68 лет, а тогда он видел начало. Как местные власти отдали молодежи разрушенные с войны помещения кочегарки. Со старыми печами, с которых давно было снято все, что можно сдать на металлолом, залежами мусора и некогда разлитым застывшим бетоном. Его потом молодые музыканты кирками вырубали, со всего города таскали стройматериалы. Краску для стен концертного зала добыли на Выборгском судостроительном заводе, доски для барной стойки утянули с разрушенного старого дворца пионеров. Стулья — из фанеры, из "интерьерного" — только портреты музыкантов на стенах. Музыкальное оборудование собирали и паяли своими руками. Так и играли тут музыку 20 лет. Пили дешевое пиво, закусывали пельменями и просто хлебом.

"Это был такой самиздат, и в этом была прелесть "Кочегарки". Потому что она была настоящей, всамделишной. Можно было весело и приятно провести там вечер с кружечкой пива, слушая хорошую музыку", — говорит Коломойский.

В "Кочегарке" стала собираться вся неформальная выборгская молодежь, и не только играющая. Здесь были все: писатели, поэты, художники, начинающие кинематографисты. Здесь показывал свои фильмы Александр Баев, работы которого потом попали на кинофестиваль Олега Табакова в Саратове. Здесь стартовал солист Мариинского театра Алексей Марков, саксофонист Василий Кабалин, ставший лауреатом международных конкурсов композиторов, а также основатель группы Columbo Николай Семченко, приехавший в Выборг из лютой деревни с гитарой подмышкой и тетрадкой стихов.

Выпускница "Кочегарки", вокалистка Виктория Вирен (Федорова), теперь — участница известной финской группы Evil drive. Узнаваемые коллективы "Химера", П.Т.В.П. ("Последние танки в Париже"), "Свиньи в космосе", "Геральдика", Psilocybe Larvae — все вышли из "шинели" выборгского рок-клуба.

"Разгар "Кочегарки" — это золотое время выборгского рока. Там было более 30 групп разного направления. Клуб стал трамплином для многих коллективов, которые связали свою жизнь с музыкой", — рассказывает лидер группы "Геральдика" Алекс Моро.

Он был одним из тех, кто собирал "Кочегарку" по частям, и самым первым, кто выступил на ее сцене еще до официального открытия, а потом на первом концерте. В следующем году его группе исполнится 30 лет.

Кипучая творческая "Кочегарка" выплескивалась на улицы города. Открытые фестивали, концерты, в том числе протестные: музыкальная поддержка митингов против действий властей, сноса культурных объектов, выступление "Рок против 282-й" (статья УК РФ "Возбуждение ненависти либо вражды").

"Конечно, городским властям "Кочегарка" не нравилась. Это такая точка свободомыслия. В клуб были вхожи люди самых разных политических взглядов: и коммунисты, в том числе гордые "леваки", были и скинхеды с правыми радикальными взглядами. Но здесь всегда был открытый политический диспут, никогда не возникало конфликтов. Все были друг за друга, и это пугало власть. Теребило и место, выгодное для коммерции", — убежден Коломойский.

"В общем, стали изживать, — подтвердил Моро. — Появились все такие лояльные единороссы, никакого рока, никакого вам протеста. Находились недоброжелатели, которые хотели отнять именно место (старожилы помнят о налетах на клуб парней из выборгской группировки "МС-47"). Аренду сделали неподъемной и схлопнули "Кочегарку". Молодежь осталась на улице. В городе вообще стало негде играть".

Это был 2012 год. С тех пор "Кочегарка" закрыта. Андрей Чумаков все эти годы пытался делать в клубе ремонт. Говорят, даже продал для этого квартиру, доставшуюся в наследство (говорить с журналистом он отказался). В поисках инвесторов писал режиссеру Никите Михалкову и Владимиру Мединскому (тогда — министр культуры), чем вызвал гомерический хохот старожилов.

Известный выборжанин, председатель комитета по сохранению культурного наследия Ленобласти Владимир Цой тоже в молодости бывал в "Кочегарке". 

"Это было известное место, большая легенда. И, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы этот бренд продолжал существовать. Но нынешняя молодежь его, разумеется, не знает", — сказал он, то ли приговорив, то ли констатировав нынешнее положение "Кочегарки".

Кто бывал в закрытом клубе, говорят также, что сделан он теперь "по-красивенькому": красные диванчики, современная барная стойка, весь былой антураж старой доброй "Кочегарки" утерян. Весь концертный зал так и стоит в хламе. Сцену разобрали, новую не собрали.