На рынке сжигания медотходов появился агрессивный игрок. Он из Смольного, работает чужими руками и чуть ли не в минус. 47news расчленил этот демпинг.

Из института имени Мечникова в 2023 году нужно будет вывезти и обезвредить 50 тонн опасных медицинских отходов. Контракт на исполнение подписан в начале декабря. Неброская закупка играет редкой краской - совершенно нехарактерным победителем - петербургским АО "Автодор". Тем самым, что занимается уборкой городских дорог и принадлежит комитету имущественных отношений Смольного. Судя по госзакупкам, движение на специфический рынок дорожники начали недавно, но резво.

Речь об эпидемически опасных отходах класса "Б" - биоматериалы, шприцы, пробирки, капельницы, вата, бинты и послеоперационное. Все это из больниц, лабораторий, стоматологий, гинекологий (абортивный материал). Город и область генерируют около 7 тысяч тонн в год. Стоимость только госконтрактов в 2022 году - около 150 млн.

Примеры и схема

Дорожники безжалостно демпингуют. При допустимом шаге снижения цены от 0,5 до 5% "Автодор" размашисто скачет вниз по пятипроцентным ступенькам. Упомянутый контракт с институтом Мечникова весил 3,5 млн рублей — большинство участников предложили примерно ту же сумму, но "Автодор" упал до 600 тысяч - почти в 6 раз.

Среди выигранных подрядов поликлиника №87 (снижение в 4 раза), стоматология №6 (в 8,5 раз), комблаг Петербурга (в 5 раз), "Дом ветеранов войны и труда" (в 2 раза).

Еще одна особенность: почти всегда есть участник, падающий так же, как "Автодор". Диспозиция напоминает схему известную как "таран", когда пара компаний договариваются и торгуются между собой до уровня неприемлемого для остальных. Единственный стоп для "Автодора" - если заказчик ограничивает участие субъектами малого и среднего бизнеса.

Игроки и цена

По словам участников рынка, сегодня цена услуги равна 60 - 75 рублей за кг медотходов (расходники, транспорт, утилизация). Себестоимость сжигания без логистики - от 25 до 50 рублей. Заказчики обосновывают цену на конкурсе через запросы у рынка. При этих вводных "Автодор" снижал цену до 11 рублей за кг.

Медотходы категорически запрещено вывозить на полигоны. Их либо сжигают в специальных печах, либо автоклавируют в больницах (от последнего отходят, проще все отдать). Легко посчитать на пальцах, у кого есть возможности: 3RGroup в  Металлострое, "Медэкология+", "Пиретта" под Сланцами, Эко-Берн" в Обухово, "КДЖ", ПТЦ "Спецтранс" и "Белый Трест".

Печи и документы

Вопрос, как "Автодор" исполняет контракты. Предположим, техника для перевозки у дорожников есть (хотя с большими оговорками, нужен ворох документов). Как выяснил 47news, "Автодор" отдает утилизацию на подряд другой организации с участием Смольного — ОАО "Производственно-технический центр "Спецтранс". У него есть пожилая печь производства США. Объединяет два предприятия один директор — Андрей Исаев (на Спецтранс назначен в июле).

123.jpg печь Cпецтранса / фото читателя 47news

Эти знания рождает еще больше вопросов. Обозначим, а после выслушаем прямые ответы.

- Зачем профильной компании надстройка в виде "Автодора"? И наоборот.

- Как Спецтранс работает с такой ценой? Либо промышленные объёмы (снижают себестоимость), либо суперсовременное оборудование. Но насколько известно ни того, ни другого у Спецтранса нет.

- Разрешительная документация на обращение с опасными отходами по логике должна быть у победителя конкурса, а не подрядчика.

- В этой цепочке два раза платится НДС, что тоже отъедает кусок от выручки.

- В реестре Росприроднадзора нет положительного заключения Государственной экологической экспертизы на работу Спецтранса с медотходами.

К слову, печи штука энергоемкая, потребляют около 300 литров дизельного топлива в сутки, и опуститься ниже себестоимости нет возможности (если не копить долги). Напрашивается коллаборация с дизелем для техники "Автодора", занятой на уборке улиц, но это как-то слишком.

Версии и конструкция

Можно предположить, что демпингуя, "Автодор" агрессивно заходит на рынок, работает в минус и рассчитывает закрепиться. Но, во-первых, речь о важном городском предприятии, а не рискованном коммерсанте. В случае фиаско, прокуратура проверит расходование средств. Во-вторых, все же бизнес-конструкция нетривиальная. На временную она не похожа - по данным СПАРК, 8 декабря компания получила нужную лицензию Росприроднадзора, а это дело хлопотное. Кстати, большинство конкурсов выиграно до этой даты.

Андрей Исаев согласился объяснить 47news свою логику. По его словам, "ПТЦ Спецтранс" долго был в кризисе, счета арестованы, а выводить предприятие из штопора поручено ему - схема с "Автодором" направлена на это.

- Нужно же обеспечение заявки, опыт. Да, мы падаем по цене, работаем без прибыли. Демпинг называется. Штат не раздут, кочегар и подсобные рабочие. И если у нас будет приличный пакет контрактов, то сможем работать в плюс за счет логистики и объёма, - рассказал Исаев.

- То есть у вас стратегия на захват рынка? - угадал 47news.

- А что плохого в том, чтобы государственное предприятие работало? А не "Рога и копыта" всякие, - как показалось, недобро передал он привет оппонентам.

- Как вы умудрились без лицензии Росприроднадзора участвовать в конкурсах?

- Брали на подряд компанию с лицензией. Да, лазейка. Но когда отдельно не прописаны ограничения, то закон не запрещает.

По словам Исаева, когда Спецтранс встанет на ноги, нужда в "Автодоре" отпадет. Судя по реплике, рынку обещан большой передел. А учитывая, что декабрь - время контрактной кампании на следующий год, то скоро будет видно - какой.

Виктор Смирнов,
47
news

"Автодор" и "ПТЦ Спецтранс" подведомственны комитету по благоустройству Смольного. В пресс-службе на звонок не ответили.