В Петербурге решили не раздавать участки участникам боевых действий. Ведь они уже замахнулись пожить за бесплатно в Солнечном и Репино. Что делать будем, когда вернутся ребята из Украины?
Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга официально уведомил городской Росреестр о необходимости не ставить на государственный кадастровый учёт 108 земельных участков. Ранее все они были выданы льготникам, превалирующее число которых ветераны боевых действий. Председатель комитета Леонид Кулаков лично просит главу управления Росреестра Владимира Корелина "рассмотреть возможность снятия с учета", если они уже успели быть образованы.
Не слишком много кто знает, но буквально в этом году вступили в силу поправки в Земельный кодекс. В соответствии с ними, определённые льготные категории граждан могут получить от государства бесплатно садовый земельный участок. Раньше это тоже было возможно, но в законе фигурировала норма, по которой регионы могли отказывать заявителям чуть ли не по любым основаниям. Теперь этот перечень сократился. Настолько, что, если говорить грубо, нельзя не дать участок в случае, когда гражданин нашёл подходящий.
- Нужно, конечно, соблюсти ряд требований. Земля должна подходить по разрешённому использованию, входить в черту населённого пункта, не должна быть обременена. Но это технические нюансы, с ними несложно справиться, поискав по карте в системе РГИС, - рассказал нам собеседник, занимающийся оформлением подобных активов.
Далее, по его словам, заявитель обращается в администрацию приглянувшегося района, там издают распоряжение о предварительном согласовании предоставления земли в аренду без проведения торгов. После этого человек занимается межеванием, нанимает кадастрового инженера. Когда участок приобретает границы, процесс фактически завершён. Арендная плата будет чисто символической, не выше размера земельного налога.
Заметим, речь о так называемом праве на первоочередное получение земли. Им обладают участники ВОВ, ветераны боевых действий, члены их семей, жители блокадного Ленинграда и жители осаждённого Севастополя.
Понятно, что сегодня в повестке - именно ветераны боевых действий. Также не секрет, что участникам СВО тоже обещан этот статус, и все те, кто вернутся из Украины, будут иметь право на получение земли по той же схеме. Сколько их, сегодня нам не скажут, но явно несколько тысяч, а в перспективе и больше, ведь в законе нет пункта о цензе оседлости. По информации 47news, большинство тех, кто попал в список Леонида Кулакова это мужчины, воевавшие в Афганистане, Чечне, Сирии. Есть, впрочем, и те, кто, имея статус после тех войн, отправился на СВО и был уверен, что дома его ждут шесть соток.
С учётом того, что зелёные части Санкт-Петербурга, расположенные, скажем, в Курортном или Пушкинском районах, стоят недёшево, переживать есть за что, и государству, и потенциальным правообладателям. Так, некоторые из тех, о ком знает 47news, нацеливались именно на посёлки Солнечное, Репино, Лисий Нос. Здесь 6 соток обходятся в 5-6 миллионов, и это - за голый надел, без подведённой воды, электричества и дорог.
Собеседник 47news в Смольном рассказал, что всего выдано порядка 400 земельных участков, и всех их попросят вернуть. Есть версия, что кардинальное решение принято на уровне губернатора Александра Беглова. Кстати, в официальном распоряжении об отмене процедуры сказано, что причина заключается в отсутствии утверждённого проекта межевания территории.
Прокомментировать ситуацию ответственные лица не смогли. На звонок по известному номеру Леонид Кулаков не ответил, пресс-секретарь ведомства поступила также.
Впрочем, 47news известно, что в правительстве Санкт-Петербурга настаивают: "Комитет считает предоставление испрашиваемых земельных участков преждевременным, в связи с отсутствием разработанной и утвержденной документации по планировке территории, а также отсутствия подъездных дорог к ним". Это из письма комитета по градостроительству в адрес администрации Курортного района.
Впрочем, даже чиновники, визирующие документацию, на анонимных условиях делятся несколькими векторами подоплёк, предшествовавших столь резкой смене курса.
Основной и очевидный возможность льготниками получить участки не только в долгосрочную аренду, но и в собственность. Получается, разрешая им аренду, город автоматически лишается дорогостоящих активов. Этот факт, кстати, почти открыто признаётся на официальном уровне, по крайней мере, он изложен в информационной справке, приложенной в письме Леонида Кулакова к Владимиру Корелину.
В частности, там замечают, что закон, по которому выдаётся земля, был создан в 1995 году. "Тогда, по смыслу законодателя, целью было не предоставление льготным категориям участков под строительство индивидуальных жилых домов, а осуществление отдыха и выращивание сельхозкультур для собственных нужд". С тех пор много чего поменялось, а термин "ведение садоводства" так и вовсе трансформировался.
Сегодня садовый дом может быть признан жилым. За этим следует логический шаг по оформлению не только прописки, но и регистрации права собственности на участок, на котором он расположен. В Земельном кодексе есть понятие "единства судьбы", также государство не забывает продлевать из года в год "дачную амнистию". Причём, гражданин заплатит за участок от силы 5% от кадастровой стоимости, то есть, условно, 250 тысяч рублей вместо 5 миллионов.
Именно это и не нравится чиновникам администрации Санкт-Петербурга. Объясняя свою позицию, там настаивают, что объекты капитального строительства на садовых земельных участках допустимы только в случае, если это соответствует правилам землепользования и застройки. Сама по себе граница, где проходит территория садоводства, должна быть определена проектом межевания территории.
Логичен и дальнейший вывод. "При отсутствии разработанной и утверждённой документации по планировке территории, отсутствии утверждённых красных линий, а также подъездных дорог, определить соответствие схем расположения участков ещё не утверждённому проекту планировки территории невозможно. Что исключает возможность отнесениях любых проектируемых участков к садовым".
Проще говоря, государство не может выдать земельные участки, пока у гражданина не будет примерной схемы. А примерной схемы не будет до появления точных градостроительных документов. А их не будет, пока не создаст государство. Далее читаем по кругу.
Впрочем, среди тех, кто успел разобраться в ситуации, есть ещё одно мнение, уходящее не только в материальную составляющую.
"Локации, куда нацелились участники боевых действий, слишком элитные. Представьте, какие у них могут быть соседи в Зеленогорске или Лисьем Носу. Кому понравится такое разбавление социального статуса? Да ещё с коммуникациями придётся разбираться совместно", - рассказал один из собеседников.
Опрошенные граждане, в принципе, склонны видеть в сложившейся ситуации только второе.
К примеру, Андрею Беляеву 58 лет, в молодости он служил в Афганистане, когда был срочником. На той войне получил переохлаждение, которое, как считает, серьёзно отразилось впоследствии на здоровье. Но доказать это не смог из-за невозможности получить из Кабула справку.
- Ни разу в жизни от государства ничего не получал. Ту рассказали про возможность взять участок, подумал, а почему бы и нет? Выбрал Солнечное, нравится мне Карельский перешеек. Сначала в администрации Курортного района согласились, а потом, видимо, решили: голодранцам не давать. Сказали ты рожей не вышел, если получишь, то в Мурманске, да и то не факт.
- Это вы так поняли? Или вам так живой чиновник сказал?
- Живой, в комитете имущественных отношений. Я разговаривать не стал.
- Вы собирались построить дом или просто природой наслаждаться?
- Дом, конечно! Кому просто так участок нужен?
- Что вам сказала семья?
- Говорят, а ты другого чего-то ждал?
Подполковник Андрей Кочетков воевал в Чечне, как замечает, от начала и до конца с 1994 по 2006 годы. Был контужен. Получил награды, в том числе Орден мужества. Из материальных же благ "от государства ничего не перепадало".
- Мы с другими ветеранами встретились, переговорили, решили примерно рядом выбрать участки, в Солнечном. Домики собирались строить. А как же иначе? Сначала везде одобрили, потом отозвали. Успел вложить в услуги кадастрового инженера пару десятков тысяч рублей, - рассказывает он.
Произошедшее объясняет тем, что недалеко от выбранных наделов живут "непростые люди", которым стало не очень комфортно от мысли о новых соседях. "Там же и "афганцам" дадут, и ребятам из ЧВК, и тем, кто с Украины вернётся. Видимо, как представили такую компанию, решили нам всё заблокировать", - рассуждает он.
На просьбу пересказать, как он понял, какова формальная причина отказа, собеседник говорит так: "Объяснили, что документы какие-то по планировке не готовы. Но почему это только сейчас выяснилось-то, когда мы начали получать землю? И почему это вообще нас должно интересовать?"
- Обидно?
- Обидно. Особенно в наше время.