Невероятная путаница Минобороны при строительстве на верфях "Пеллы" судна ВМФ привела к беспрецедентному поражению военного ведомства. Пусть только в деньгах, но сегодня это читается опасно.
Начнем с точных сведений: 25 октября Арбитражный суд Москвы опубликовал решение о взыскании с Минобороны 2 млрд рублей в пользу АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла". Попытки обвинить Федеральную антимонопольную службу и личное поручительство замминистра обороны не помогли.
Суда проекта 11982 разработаны петербургским конструкторским бюро "Алмаз" по заказу Минобороны для поисково-спасательных операций. Головное судно "Селигер" изготовили в Калининградской области (передано еще в 2012 году). Следующие - "Ладога" и "Ильмень" - военные заказали "Пелле", где их заложили в 2014-ом. "Ладога" уже на Балтийском флоте.
Когда еще в 2013 году "Пелла" и Минобороны подписали контракт на изготовление опытового судна "Ладога" за 1,5 млрд рублей, то и к 2016 году всё выглядело очень неплохо. Никто же не знал, что за пару месяцев до того военным не понравился построенный калининградским "Янтарем" головной корабль проекта "Селигер". (По очень предварительным данным, корабль как-то неправильно повел себя на испытаниях, и госкомиссия решила кое-что изменить). Много было изменений или мало - подход оценочный, но вот сам их список занял 75 страниц. Корпус судна и надстройки решили удлинить на 2,5 метра, водоизмещение увеличить на 125 тонн, а вместимость - на 240 кубометров. При таком подходе у любого инженера закружится голова от надвигающихся проблем.
Задание отправили проектировщикам, но, конечно же, никому в голову не пришло сообщить об этом "Пелле". И до февраля 2016 года она благополучно строила "Ладогу" по заведомо нерабочему проекту.
За 9 месяцев до обозначенного в контракте срока сдачи корабля на верфь пришел новый проект с доброжелательной оговоркой, мол, ребята, мы всё понимаем, но надо кое-что переделать, так что ждём "Ладогу" к сентябрю 2018-го. Двух с половиной лет-то вам должно хватить. Но это для журналистики такой срок подобен бесконечности, а для производства – близок к катастрофе.
Так что позже, во время судебного спора "Пеллы", было сформулировано:
"Экспертная оценка сравнения технического проекта, по которому контракт был заключен, и технического проекта, воплощенного в ОС "Ладога", показывает следующие основные конструктивные отличия: 35% по разделу корпуса судна; 30% по разделу оборудования помещений; 35% по разделу судовые устройства; 25% по разделу общесудовые системы; 17% по разделу энергетическая система; 40% по разделу электрооборудование; 79% по разделу автоматизация; 73% по разделу вооружение".
В общем "Ладогу" следовало разобрать, в том числе разварить корпус, и потом собрать по-другому заново.
"Пелла" так и сделала - попробуй, откажись от гособоронзаказа. Затраты, безусловно, выросли с контрактных 1,5 млрд до 3,4 млрд (что также подтвердили эксперты). 30 сентября 2018 года обновленную "Ладогу" торжественно передали Военно-морскому флоту. Но 2 млрд "Пелла" не получила.
Минобороны, действительно, пыталось согласовать завышение в ФАС, а антимонопольщики реально отказали, так как ведомству не удалось определить фактическую стоимость незавершенного строительства. Даже кулаком по столу мог стукнуть в то время замминистра обороны Юрий Борисов. Ведь в сентябре 2017-го он потребовал "Ладогу" достраивать, фактические затраты "Пелле" компенсировать потом, а на позицию ФАС наплевать. И это не слухи.
"Истец, учитывая важность судна для нужд ВМФ, понимая, что промедление в поставке судна может привести к подрыву обороноспособности страны и безопасности государства, несмотря на очевидную убыточность для себя такого исполнения государственного контракта в краткосрочной перспективе, пошел навстречу и продолжил строительство судна, заручившись вышеупомянутым согласованием заместителя министра обороны Российской Федерации Борисова Ю.И…" - написано по этому поводу в судебном решении.
Как тут не заметить: Юрий Борисов - не случайный человек в судостроении. 47news только что писал, как его сын контролирует в Ленобласти несколько судостроительных предприятий.
Но даже гнев генерала такого уровня не в силах побороть систему. Минобороны не может заплатить 2 млрд, если они не предусмотрены контрактом.
В результате "Ладога" отправилась выполнять свою боевую миссию в составе Балтийского флота, а ленинградская верфь пошла в суд. Взысканная сумма беспрецедентна, хотя пока и не засилена в инстанциях.
Все же эта история совсем о другом крахе.
Лев Годованник для 47news
Справка:
АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленобласти. По СПАРК, выручка в 2020 году - почти 11 млрд. Отрицательная чистая прибыль - 1,1 млрд. Основной бенефициар - гендиректор Герберт Цатуров (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей. В частности, известен её контракт с Миноборoны на производство малых ракетных кораблей "Каракурт".