Судостроительная "Пелла" побила рекорды претензий к государству - требует от Минобороны 2 млрд. Таков итог секретного контракта.

Исковое заявление АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" к Министерству обороны РФ Арбитражный суд Москвы зарегистрировал 2 декабря. За удорожание контракта 2013 года на строительство первого опытового исследовательского судна проекта 11982 "Ладога" для Главного управления глубоководных исследований Минобороны "Пелла" требует 2 млрд рублей. Само судно спустили на воду в 2016 году и передали заказчику в 2018-м, но с тех пор судостроители добиваются этих денег.

"Пелла" — одно из крупнейших судостроительных предприятий Ленобласти. На конец 2020 года на нем и в зарегистрированных в регионе его дочерних компаниях трудились почти 2000 человек. В 2019 году налоги "Пеллы" и "дочек" превысили 1 миллиард рублей.

111.jpg Опытовое исследовательское судно «Ладога»/portnews.ru

Дополнительные затраты возникли как раз в период между спуском "Ладоги" на воду и передачей его заказчику. Как сообщил автору статьи сотрудник "Пеллы", переделки были связаны с недовольством военных некоторыми конструктивными особенностями и комплектацией, проявившими себя в головном судне серии "Селигер", которое к тому времени уже несколько лет плавало в составе Черноморского флота. "Селигер" изготовило АО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", а для "Пеллы" "Ладога" стала первым проектом такого рода.

По словам заместителя генерального директора "Пеллы" Ильи Вайсмана, окончательная цена "Ладоги" выросла с 1,5 млрд рублей до 3.3 млрд. Это изменение подтвердили три ведомства Минобороны, а протокол изменения цены подписал замминистра Алексей Криворучко. Сбой случился на последнем этапе - документ не согласовала Федеральная антимонопольная служба (ФАС), мотивируя это тем, что контракт заключен в рамках закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (№44-ФЗ), который не предполагает изменения цены.

"Юристы ФАС проявили полную некомпетентность. В законе "О гособоронзаказе" прямо написано: если контракт длится больше трех лет, и служба заказчика считает необходимым изменить его цену, то цена может быть изменена по решению правительства. Юристы ФАС порекомендовали обратиться в суд, мы обратились, а суд сказал: вы зря тратили время и деньги, вы должны написать в правительство с просьбой затребовать у Минобороны предложения и обоснования по изменению цены. Мы написали, а там отвечают: ну суд же вам отказал…" - говорит Илья Вайсман.

Первая попытка "Пеллы" компенсировать удорожание "Ладоги" завершилась полным провалом прошлой весной, когда компания пыталась заставить Минобороны внести изменения в государственный контракт. Третьим лицом в процессе выступала ФАС, но подробности неизвестны - дело слушалось в закрытом заседании из-за сведений, содержащих гостайну. Этим летом отказ вступил в законную силу, судостроители пожаловались тогда главе региона Александру Дрозденко, что тоже не помогло. В областном комитете экономического развития и инвестиционной деятельности автору статьи подтвердили: губернатор обращался к главе кабинета министров и в полпредство с просьбой урегулировать задолженность, что якобы "послужило основой для поручений профильным министерствам и ведомствам для урегулирования ситуации между заводом и заказчиком".

Ситуация превратилась в головную боль, когда в начале ноября стало известно о задержках 140 миллионов зарплатных рублей 826 работникам ООО "Интро-Пелла" (дочка "Пеллы") в Кировском районе области. Люди не получали деньги 4 месяца - в масштабах района такое выглядит социальной напряженностью. В областном правительстве по этому поводу сообщили автору статьи: "на федеральном уровне с положительным результатом был проработан вопрос кредитования завода "Пелла" для стабилизации ситуации, в том числе выплаты заработной платы работникам". Это частично подтвердилось на днях.

Новый судебный иск не содержит требований что-то изменить в контракте 2013 года - теперь речь идет о прямом взыскании 2 миллиардов рублей с Минобороны. Судостроители настроены воинственно:

"Службы Минобороны и ФАС прикидываются, будто действуют по закону, а на самом деле они просто экономят деньги. Если бы это было обращение госкорпорации, наверняка, они бы не выпендривались… А сейчас они кричат: это ваши риски, вы должны были все учитывать, у вас должны быть оборотные резервные фонды на всё: на безграмотность ФАС, на безграмотность юристов Минобороны… Это чудовищная бюрократия в стране…" - эмоционален Илья Вайсман.

Эмоции военных автору статьи, к сожалению, услышать не удалось. Военная тайна.

Лев Годованик,
47news

Справка:

Опытовое судно проекта 11982 предназначено для проведения научно-исследовательских и океанографических работ и участия в поисково-спасательных работах. АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" зарегистрировано в 1992 году в Кировском районе Ленинградской области. По данным системы "СПАРК-Интерфакс", выручка компании в 2020 году составила почти 11 миллиардов рублей при отрицательной чистой прибыли в 1,1 миллиарда. Основным бенефициаром "Пеллы" СПАРК называет её генерального директора Герберта Цатурова (61,66%). Верфь в основном специализируется на строительстве военных кораблей, в частности известен её контракт с Миноборoны на производство малых ракетных кораблей "Каракурт". Имеет "Пелла" опыт и гражданского судостроения — в частности, она построила краболовное судно по заказу Росрыболовства.