Главный по медицине Ленобласти после ухода с должности рассказал, в какую сторону нужно двигаться дальше. 47news услышал, на что понадобятся миллиарды, как бороться с дефицитом кадров и обходить санкции.  

С поста председателя комздрава Ленобласти ушел Сергей Вылегжанин, занимавший должность с ноября 2014 года. В комитете он работал с 2007-го. 47news спросил для начала о том, что предстоит сделать его преемнику.  

- Нужна модернизация наших крупных медучреждений - Ленинградская областная клиническая больница, Областная детская, Ленинградский онкодиспансер. Да, мы их оснастили отчасти, но они требуют отдельного финансирования на уровне примерно 3 млрд рублей. Для детской нужен новый корпус. Сейчас она находится в древнем здании рядом с тюрьмой ("Кресты" на Арсенальной набережной - ред.). 
- О какой сумме идет речь? 
- 10 - 15 миллиардов. Но проект создан давно, его надо удешевлять и модернизировать.  
- Почему большие медучреждения сейчас требуют вложений? О вливаниях в областную медицину сообщалось регулярно.      
- К 2014 году у нас в районах была невеселая картина. Ветхая материальная база, дефицит оборудования и сотрудников. Приоритет был в сторону районных больниц. Там же нескончаемым потоком шли жалобы и жителей и медиков. Но это показатели эмоциональные, а есть математические. Так вот по ним Ленобласть была на 78 месте среди всех регионов. В 2020-м, по интегральной оценке, мы добирались до первого. 
- Сколько было вложено?
- После того, как мы исчерпали организационные возможности, то примерно по 1 миллиарду в год вложений в материальную базу. 
- Что значит организационные возможности?
- Объясню просто - какая разница, в шикарно отремонтированной больнице вас послали на три буквы или в ветхой? Нужно не просто ремонтировать, покупать оборудование, но и работать с сотрудниками. И сам коллектив должен выявлять слабые места, самоорганизация называется. 
- Вопрос кадров, говорят, до сих пор в Ленобласти не решён. Что на этом фронте?
- Да, есть такая история. И ковид еще повышибал сотрудников 65+, и миграционные процессы замедлились, меньше стали из других регионов переезжать. Мы пошли по пути наращивания количества студентов-целевиков. Мы за них платим, они обязаны идти к нам работать. Если нет, то они выплачивают всю сумму, а она немалая. Если мы не берем, то мы должны. Мы добились этого механизма на федеральном уровне. В 2015 начали программу, учатся семь лет, сейчас уже доучиваются, скоро станут приходить. У нас около тысячи человек на целевке.      
- Если я учусь в Петербурге, зачем мне прицеливаться на Ленобласть?
- Во-первых, всем в Петербурге не устроиться. Да, рублем мы перебить не можем город, но у нас больше возможностей для роста. Если в крупной городской больнице молодого человека дай бог через 10 лет допустят до руководящей должности, то в областных больницах рост намного быстрее.    
- Что ещё предстоит сделать? 
- Нужна цифровизация. У нас уже много “железа” и каналов связи, много сделано, накоплены большие объёмы информации. Звенья есть, но работают они пока не на полную мощность. Задачи прагматичные - например, отказ от бумажных носителей, удобство при обращении. У нас же вроде запись есть электронная, но с бумажками все равно надо идти. Если образно, то пульт вроде есть, а вставать кнопку нажимать на телевизоре все равно нужно. А должно быть как на Госуслугах. Согласитесь, пользоваться ими удобно. 
- Санкции на медицину надавили? Фарма, оборудование, те же томографы?
- Влияют, но пока не критично. Например, томографы делают в Подмосковье. И привезти можно по-прежнему из США и Японии. Да, логистические цепочки удлинились, но возможность есть. Что касается лекарств, то, порой, может не быть определенной дозировки и формы, но с другой стороны, нынешняя ситуация заставила всех работать в турбо-режиме. 
- Ковид.
- Я тоже коротко: работа была адская. 
- Чем явно гордитесь?
- Мало кто помнит, но в 2015 году не было никакой системной санитарной авиации. Каждый раз звонили мне для согласования транспортировки. Сейчас система работает почти по всей стране, инициатором и пилотным регионом была Ленобласть. 
- Вы были в Енакиево в ДНР, на каком уровне там организация медицинской помощи? Как её поднимать?
- Там примерно то, что у нас было в конце 90-х - подходы и оснащенность и состояние медучреждений. Но абсолютно понятен алгоритм - есть опыт Крыма. Нужны будут люди с Большой земли, которые умеют заниматься организацией процесса. Естественно, нужны хорошие врачи, но организация - иной навык.      
- Какие тактические планы?
- Пару месяцев отоспаться, поправить здоровье. 
- Есть уже предложения о работе?
- На пенсию не собираюсь, - рассмеялся собеседник. 

Беседовал Виктор Смирнов, 47news