Тех, кто работает на российские компании, но при этом живёт за границей, могут обязать платить 30% НДФЛ. Эксперт 47news уверен – так государство пытается остановить утечку мозгов тех, кто не жил в 90-е и не привык к играм. 

Минфин России сообщил о подготовленном законопроекте, согласно которому работающим удалённо из-за рубежа сотрудникам российских компаний придется платить в России 30% НДФЛ. Предполагается, что будущий закон, в случае его принятия, начнет действовать с 1 января 2023 года. 

Деловые СМИ считают, что Минфин пытается таким образом вернуть в страну айтишников и других удаленных специалистов, переехавших за границу. Сейчас они вообще не должны платить со своих зарплат в России НДФЛ. Речь идет о полном пересмотре налоговой политики в отношении физических лиц, имеющих статус налоговых нерезидентов - граждан России, которые провели вне страны более 183 дней (в сумме, а не подряд) в течение 12 месяцев. 

О том, на кого и как это подействует, 47news порассуждал с председателем петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александра Рокиным

- Сегодня условный айтишник "на удалёнке" за границей не платит налоги вообще, а Минфин хочет, чтобы платил НДФЛ 30%. Правильно ли понимаю, что айтишнику выгоднее сделать вид, будто он дома, а не за границей - будет платить, как все, 13%?

- Совершенное верно, они станут использовать давно известные лазейки, которые легко превращается в ловушки. Живете вы, скажем, в Таиланде и пишете там программы для российского работодателя. Он спокойно начисляет на вашу зарплату 13% НДФЛ, а когда возникают вопросы со стороны налоговой, предоставляет документы из какой-нибудь таиландской клиники, где на тайском языке написано, будто во время своего отсутствия вы регулярно лечили зубы. По закону, время, потраченное на лечение, не считается пребыванием за границей. Но в ФНС могут сказать: во-первых, нам не понятен тайский язык - идите и переводите, а, во-вторых, документы все равно какие-то сомнительные. И случится все это позже, когда у налоговой дойдут руки до конкретной компании и когда проживающий в Таиланде программист уже поменяет работу. Возникает вопрос: кто выплатит государству оставшиеся 17% НДФЛ, если работника давно нет и из его зарплаты не вычтешь? 

- Так законопроект Минфина не налагает обязательств на компании, пользующиеся услугами нерезидентов. Об уплате 30% НДФЛ должны заботиться сами нерезиденты. 

- Да, но получилось же, что компания ввела налоговую в заблуждение. Уверяю вас, такое развитие событий - приличная головная боль. 

- Выходит, кадровик должен указать в трудовом договоре с программистом, который решил стать нерезидентом, его заграничный адрес, по которому тот будет проживать и работать. 

- Что тоже так себе. Представьте: человек пожил за границей три месяца, ему не понравилось, вернулся обратно. А все эти три месяца компания не платила за него НДФЛ - он же подписал трудовой договор как нерезидент, а значит, должен это делать сам. Но человек становится налоговым нерезидентом не в момент пересечения границы, а спустя 183 дня после её последнего пересечения. Он вернулся раньше, и налоговая будет воспринимать его как резидента - получается, компания утаила НДФЛ. 

- Видимо, в таком случае она предъявит работнику претензии - Минфин же предлагает возложить все риски на физических лиц. 

- Конечно, но ни ей, ни ему от этого легче не станет - он обманул компанию, а компания обманула государство. Время и силы, которые можно потратить на созидательный труд, уходят на тяжбы. Невозможно быть резидентом и нерезидентом одновременно, это плохо кончится. Но человек - не машина, у него меняются обстоятельства и он хочет быть свободным в перемещениях. Если сегодня этот специалист спокойно ехал в Таиланд и писал там свои программы, то теперь он в конце каждого года должен будет приходить в налоговую инспекцию с декларацией, где надо будет указать доход, полученный за минувший год от российских компаний, и уплатить с него 30%. 

- Интересно, а как ФНС проверит - прожил айтишник 183 дня за границей или нет? 

- В том-то и дело, что непонятно, как. Не случайно само определение - резидент человек или нет - кошмар для любого кадровика или бухгалтера. Не говоря уж про налоговую службу, которая не любит то, что не автоматизировано, а автоматизировать такое невозможно. Представьте: вы подписываете с компанией обычный трудовой договор, садитесь в машину, едете на ней в Белоруссию или в Казахстан, откуда благополучно улетаете в Таиланд. Что-то я не слышал, чтобы наша налоговая служба в автоматическом режиме получала сведения о пересечении россиянами границы от белорусского или казахского пограничных ведомств. Таким образом вы спокойно работаете за границей, а, когда надо будет, тем же путем вернетесь обратно - никому и в голову не придет считать вас нерезидентом. 

- Неужели российская ФНС не способна такое проверить? 

- Способна, наверное. Но вы предлагаете делать это из-за 30% от 200 тысяч рублей зарплаты среднестатистического айтишника? Сама проверка обойдется дороже. 

- Но проживающий за границей айтишник платит с приходящей ему туда российской зарплаты НДФЛ местному налоговому органу. Предполагается, что теперь он будет платить там и тут?

- В цифрах применительно к Таиланду это получается 15% там и 30% тут - итого минус 45% зарплаты. Звучит невероятно, но мне, например, непонятно, как такие нерезиденты убедят власти иностранных государств, что теперь они им платить налоги не должны, потому что платят в России. 

- Общий вывод? 

- С точки зрения сбора налогов абсурд, но, наверное, отчасти сработает. Понимаете, люди, на которых инициатива Минфина направлена, не жили в 90-е, они не привыкли к играм с государством, они не умеют держать удар в ситуациях "поймают - не поймают", они всю жизнь работают по-белому. А риск-то на них - но они в большинстве своем не готовы к этому риску, они решат не уезжать, или уезжать и платить 30% НДФЛ. Но 30% - довольно много, так что, скорее всего, выберут не уезжать. 

- А меньшинство? 

- Уедет и порвет отношения с российскими работодателями. Это самая негативная часть прогноза, потому что речь идет о наиболее квалифицированных специалистах международного уровня. Я бы сказал, что инициатива Минфина притормозит утечку средних мозгов, но спровоцирует утечку самых продвинутых - большой вопрос, оправдывает ли такой результат такие средства. 

Лев Годованник для 47news