На второй месяц простоя ТВСЗ взвыли рабочие от петербургской фирмы. Говорят, у сотни человек - ни аванса, ни получки. 47 узнал, как они выкручиваются, и кто из пролетариев самый дальновидный.

В Тихвинскую городскую прокуратуру 21 июля передано заявление от сотрудников компании "МетМашКомплект" - одного из подрядчиков Тихвинского вагоностроительного завода. Больше двух десятков человек жалуются надзору на задержку зарплаты.

- Собрали тех, кого получилось, все же по разным городам разбросаны. Последний раз получили деньги в середине июня. Речь идет не о полноценной зарплате, а двух третях среднего заработка за месяц. Через четыре дня ждем аванс за июль, но его, по всей видимости, не будет, как и получки, - рассказала 47news одна из активных Инна.

Наша собеседница сообщила, что до того, как ТВСЗ погрузился в простой, получала на руки около 40 тысяч. Инна живет в Бокситогорске, ее супруг официально в штате ТВСЗ, ему исправно платят около 37 тысяч.

- Дети уже взрослые, но деньги в любом случае нужны. Мы, например, взяли на квартиру младшей дочери хороший такой кредит на маленький срок с расчетом, что сможем быстро отдать. Временно устроилась в местный агрегатор такси, - рассказала 47news Инна, сидя за рулем. - Работу у нас найти сложно, тем более для водителя погрузчика. Из доступного - позиции кассиров в супермаркетах. Там зарплата меньше, но сегодня пойду на собеседование, буду выбирать, где условия лучше.

Кресло и руль погрузчика на продуктовый ритейл временно поменяла коллега Инны Татьяна. До выхода в простой ей платили из расчета в 30750 рублей оклада и 30-процентной премии: "С учетом переработок и надбавок заработать можно было неплохо". Теперь время от времени пересекается с коллегами у прилавков.

- Они получают деньги, приходят к нам в магазин, часто вижу. У них вовремя был аванс, вовремя зарплата. Понятно, что они недовольны, потому что это не прежние деньги, - сообщила она, добавив, что последний раз на ТВСЗ отработала 30 апреля. - Нам сказали, что в мае придется уйти в отпуск на две недели. Получила 11700 рублей отпускных, 15 июня заплатили за 14 оставшихся дней мая, вышло тоже порядка 11 тысяч. Просто я человек дальновидный, не то что коллеги. Две недели посидела дома и пошла работать в магазин - меня с ребенком никто бесплатно кормить не будет.

Татьяна добавила, что на днях представители "МетМашКомплекта" провели собрание с персоналом. Сотрудники ловили смыслы, что от обязанности платить в простое работодатель не отказывается, но не платит ТВСЗ. Ситуацию вроде планируют обсудить с руководством Объединенной вагонной компании, но перспективы переговоров туманны: "В общем никакой полезной информации не получила. На вопрос, как людям выжить без денег, ответили, что не вправе учить нас жить".

По данным "СПАРК", ООО "МетМашКомплект" (ММК) с профилем в обработке изделий из металла зарегистрировано в Петербурге в ноябре 2011 года. Оборот в прошлом году - 829,6 млн рублей, чистая прибыль - чуть больше трех миллионов. На декабрь 2021-го в штате - 795 сотрудников. На официальном сайте компании сообщается, что фирма организует работу вахтами на крупных заводах в центральной России. Открыты 36 вакансий по рабочим специальностям от токаря до машиниста крана. Соискателям обещают "стабильные выплаты, бесплатное проживание", официальное оформление и компенсации на питание. Среди регионов, где работают вахтовики, перечислены Нижний Тагил, Тверь, город Рузаевка в Мордовии, Ростов-на-Дону. В списке крупных партнеров ТВСЗ, Барнаульский вагоноремонтный и Петербургский тракторный заводы.

printscreen официального сайта компании "МетМашКомплект"

Опрошенные 47news не смогли назвать точное количество человек, занятых от фирмы на заводе в Тихвине, но упоминали цифры в 100-150 человек. Помимо водителей погрузчиков, это обрубщики, стропальщики, уборщики и специалисты по обслуживанию аккумуляторов. Те же пролетарии отметили, что на самом вагоностроительном заводе в Тихвине работали не один год, но в декабре 2020-го через процедуру с увольнением перешли на аналогичные позиции в "МетМашКомплект".

- Это было, скажем так, добровольно-принудительно, а мы потеряли блага: 13 зарплату, дополнительную медицинскую страховку, помощь от профсоюза, ту же развозку. Я, например, живу за городом, мимо ходит автобус, но меня в него не пустят - нет специального пропуска. Руководство говорит кататься на работу на такси, - перечислил свои неудобства еще один водитель погрузчика, Сергей. Он добавил, что в июне рассчитывал получить "чистыми" 11 тысяч рублей. - На том же собрании сказали, что заплатят, когда возобновится работа завода. Пока зарабатываю мелкими халтурами. Вариантов устроиться немного, та же "Икея" закрылась.

По данным "СПАРК", прежде "МетМашКомплекту" судиться по похожим поводам не приходилось. С начала года компанией в арбитраж подано четыре иска на 2,9 млн рублей. Мастер Владимир, с которым работяги связывались по работе, адресовал все вопросы корреспондента к руководству. Оперативно связаться с генеральным директором "МетМашКомплекта" Федором Шелепой не удалось. В офисе рекрутера обещали передать контакты журналиста, но на письменный запрос не ответили.

Тезисы собеседников 47news на ТВСЗ сводились к тому, что подрядчик должен сам решить, как выполнять условия договоров с собственным персоналом: либо перевести сотрудников на другой объект, либо взять на зарплаты из оборотных средств. Там отметили, что пока у вагоностроителей нет поводов переводить деньги подрядчику - с начала простоя никаких услуг не оказывалось. Транши возобновятся с запуском производства. Как говорят, ждать осталось недолго.

Андрей Карлов,
47news

Справка:

Режим простоя на Тихвинском вагоностроительном заводе введен 17 мая. Планировалось, что рабочие вернутся в цеха через две недели, но каникулы были продлены до конца июня. Из предприятий промышленной площадки продолжают работать сборочный завод "Титран-Экспресс", технические, хозяйственные и дежурные службы. Официально среди причин простоя назывались резкое изменение спроса заказчиков и дефицит кассетных подшипников. 47news также подробно рассказывал о детали, которая оставила без работы 7000 человек. И описывал ситуацию, в которой оказались подрядчики завода.