Главный экономист страны заговорил о налоговом ответе на санкции. 47news спустился с мировых рынков в обычные магазины. Стало не по себе.

Минфину нужно 5 триллионов рублей для преодоления санкций. Об этом глава ведомства Антон Силуанов заявил 20 июня, рассказывая о "подстройке налоговой политики под задачи текущего дня". Бизнесу показалось, что это сумма дополнительных налогов.

Доход российского бюджета-2021 составил 25,3 триллиона - речь об увеличении собираемости налогов на 20%.

Председатель петербургского отделения Российского союза налогоплательщиков Александр Рокин объяснил будущее.

111.jpg Александр Рокин, фото из личного архива

- Собрать налогов на пятую часть больше, чем в прошлом году, на фоне санкций и глобального кризиса - сильный ход…

- Не то слово. Ещё и интригующий. По-моему, в России сегодня никто не понимает, где Силуанов собирается взять эти дополнительные 5 триллионов. Рискну предположить, что он тоже не очень понимает.

- Видимо, с продажи ресурсов. Традиционные нефть, газ, может быть, зерно, металлы, минеральные удобрения. Нет?

- Да, это подсказывает формальная логика. Но, честно говоря, смущает парочка обстоятельств. Во-первых, спрос на мировом рынке. Санкции порушили годами сложившиеся логистические цепочки - сколь быстро российские экспортеры сумеют создать новые, и сколь быстро они начнут приносить те сверхдоходы, с которых можно будет собрать дополнительные налоги? Пока мы видим, как Россия продает энергоресурсы Индии и Китаю с приличным дисконтом. Во-вторых, курс рубля. Ту же нефть можно продать сегодня почти по 120 долларов за баррель, но одно дело, когда доллар стоит 80 рублей, другое дело - 50. Такой курс сам по себе съедает доходы. Честно говоря, мне вообще непонятно, как сейчас можно прогнозировать сверхдоходы.

- А что насчет увеличения налога на прибыль?

- Для этого должна быть прибыль, которая стабильно и динамично растет. Вы видите такие отрасли нашей промышленности? Я не вижу. Открытые источники, в том числе правительственные, заявляют о падении производства - небольшом, 8-10%, но о падении. Как при этом можно собрать на 20% больше налогов? Только за счет роста цен, причем, за границей - рост цен внутри страны приведет к перекладыванию денег из кармана в карман, а не к увеличению собираемости налогов. Как известно, дорожание мяса внутри страны приводит к тому, что мясники заработают больше, а магазины и рестораны меньше, в результате чего собираемость налогов останется такой же. Тем временем обычным людям будет только хуже - они-то покупают мясо по более высокой цене, а перспектив роста доходов населения пока что-то не видно.

- Но бизнес не может не развиваться. Ушли тысячи мировых брендов, а люди остались - с накопленными знаниями и коммерческими связями.

- Да, это интересный момент. Например, некая компания была авторизованным поставщиком всякого заграничного алкоголя. Допустим, в компании 300 человек, оборот 60 млрд рублей в год. Производители с российского рынка ушли, но эти 300 человек хотят и, в принципе, умеют зарабатывать. Предполагаю, что из них человек 30 откроют что-нибудь свое, будут возить, скажем, тайский ром, какие-нибудь текилы, кто-то сертифицирует местный самогон - будут, в общем при помощи наработанных связей и навыков трудиться в этой отрасли. Грубо говоря, вместо одной крупной компании появятся 30 мелких. Но соберут ли они столько же налогов, сколько одна крупная - сильно сомневаюсь. По крайней мере, на начальной стадии, ближайшие года два-три. Разовьются ли новые мебельщики до масштабов IKEA, новая сеть "Вкусно и точка" до масштабов MacDonald"s по налоговой нагрузке? Ответ такой же: может быть, но не в ближайшие годы. И ни один экономист не скажет сейчас что-то более конкретное.

- С точки зрения заявления Силуанова это означает, что…

- Что он должен рассказать нам, где собирается взять 5 триллионов рублей, и как можно быстрее. В свете последних событий горизонт планирования у бизнеса и так сократился - никто не понимает ни ключевую ставку, ни курс рубля в ближайшей перспективе. Прибавьте к этому падение спроса. Теперь получается, что нас ожидает еще и повышение налогов, причем, непонятно, какое. Все это очень демотивирует бизнес инвестировать в экономику. Более того, у правительства горизонт планирования тоже сократился, не думаю, что от них сейчас стоит ждать каких-то выверенных стратегий. Вспоминаю старую шутку: будем действовать по плану, а план будет зависеть от ситуации.

- Несколько месяцев назад мы с вами говорили про сверхдоходы у "физиков"

- Они были, есть и будут - это беспроигрышный вариант для налоговой службы. Пример рядом: в "Газпроме" повышают зарплаты на 10%. Но 5 триллионов дополнительных доходов в федеральный бюджет это не даст. Смотрите: Минфин рассчитывал собрать в 2021 году НДФЛ на 70 млрд рублей, собрал 100, а теперь хочет прибавить 5 триллионов. Ну причем тут даже самые богатые "физики"? Нет, это совсем другая история.

- Наш разговор перестает нравиться. Кажется, вы подводите к нехорошему.

- Очень похоже, что всё сведется к очередной попытке залезть в карман бизнесу. Но я не вижу карманов, которые в ближайшее время будут наполняться, тем более, в такой степени. Если предположить, что Минфин собирается увеличить НДС с 20% до 24%, то это самое плохое, что только можно придумать. Вот тут-то начнется глобальное подорожание всего внутри страны с непредсказуемыми последствиями. Вечный вопрос про корову, что она будет давать - молоко или мясо? В моей картине мира правильно, чтобы корова паслась, росла и давала молоко. Если мы перейдем к мясу, то сами понимаете, не все коровы доживут.

- Интересно, кто помрет первым.

- Это зависит от козыря в кармане у Силуанова. Мы же не знаем, с кого он собирается собрать дополнительные налоги в первую очередь.

- Ладно, что бы вы сделали на его месте?

- Я бы рассчитывал только на внешний рынок.

- Сами ж сказали - на него сложно сейчас рассчитывать с точки зрения сколько-нибудь долгосрочных прогнозов. А если не получается?

- Отпустил бы вожжи и дал бизнесу возможность трудиться, помогая, чем могу, начиная с поддержки импорта и заканчивая снижением административного бремени, и включил бы одновременно ручное регулирование. Где-то увеличился спрос на зерно, мы сумели продать его в больших объемах на внешний рынок - увеличить налог для экспортеров зерна - и так далее. Понимаю, что звучит противоречиво, но нестандартные задачи требуют нестандартных решений.

- Возвращаясь с мировых рынков в простые российские магазины, мы видим, что многие розничные сети повысили цены на всякий случай, чтобы подстраховать себя от неприятных неожиданностей.

- Ну да. Есть такой термин - дисконтирование будущего денежного потока. Это такая бизнес-модель для пессимистов. И чем более турбулентная ситуация, тем большую дельту бизнес закладывает в продажные цены, стратегическое планирование заменяется тактическим, инвестиции прекращаются, а мы с вами приходим в супермаркет и покупаем там непонятно почему подорожавшие продукты.

Лев Годованник для 47news