Власти начинают реновацию Мурманского порта, обеспечивающего 30% рыбы на Северо-Западе. Те, кто ловят и поставляют для Петербурга продукцию, показывают пальцем на рост цен в наших магазинах. Ответ - на ПМЭФ-2022.
На Петербургском экономическом форуме 16 июня губернатор Мурманской области Андрей Чибис презентует инвестиционный потенциал региона. "Предполагается осветить проекты, связанные с комплексным развитием Мурманского транспортного узла". Возможно, упомянет о масштабной программе “Реновация территории морского порта Мурманск”. В неё входит строительство международного логистического рыбного терминала.
Для реализации утверждена программа сноса зданий на территории 53 гектара, где работают более полусотни предприятий рыбопромышленного комплекса. Как выяснилось, планы наткнулись на ожесточенное сопротивление бизнеса.
Порт обеспечивают 14% перевалки рыбопродукции в России, около 30% на Северо-Западе и более 80% в Мурманске. Пропускная способность - 700 тысяч тонн в год. Холодильные терминалы вмещают 45 тысяч тонн. Там же - производство мощностью 100 млн/год банок для консервов, переработка и склады оптовой торговли рыбой.
В мае владельцы предприятий написали вице-премьеру правительства России Виктории Абрамченко. В нем сообщили, что планируется снести или реконструировать 290 объектов недвижимости и инфраструктуры. Как полагают авторы, это “приведет к остановке рыбного терминала Мурманска. ...может стать шоком для российской рыболовной отрасли. В условиях санкций отсутствует возможность переориентировать рыбные грузопотоки в другие порты, что грозит остановкой промысла в Северном бассейне. …ставит под удар продовольственную безопасность страны”. Похожее письмо ушло премьер-министру Мишустину.
Как сообщили 47news в Росрыболовстве, производство рыбы, продуктов переработки и консервации в России за январь-апрель 2022 года уменьшилось на 13,6 тысячи тонн (до 1 млн 393 тысяч) по сравнению с тем же периодом 2021-го.
Один из тех, кто подписал письмо - гендиректор рыбоперерабатывающего предприятия “Капитан Немо” Алексей Карасёв. Его фирма поставляет более 3 тысяч тонн продукции в федеральные сети X5 Retail Group (“Пятерочка”), “Магнит”, “Азбука вкуса”. Филе трески, пикши, кальмары и стейки из рыбы.
- Два года назад мы приобрели эту площадку. Одно оборудование стоит более 200 миллионов рублей. О том, что все будут сносить, мы узнали из постановления. Никто нам никаких вариантов не предлагал. Хотим встретиться с губернатором, - ответил собеседник.
В обзоре Росрыболовства от 13 июня сообщается о динамике роста оптовых цен на Северо-Западе. Например, стоимость сельди атлантической выросла с начала года на 8,7% - до 125 рублей за килограмм, а стоимость пикши - на 13%, до 283 рублей за кг.
Росрыболовство: в январе-апреле производство мороженой рыбы сократилось на 60,1 тысяч тонн - до 889,5 тысячи; филе и мяса рыбы свежей или охлажденной - на 1,38 тысячу тонн, до 4,65 тысячи; икры лососевых - на 22,7 тонны, до 319,5 тонны.
У компании “Севрыбсбыт” один из самых больших холодильников на территории порта. Как рассказал совладелец предприятия Айвар Кортс, речь о сельди, треске, пикше, палтусе, печени трески, камбале, окуне. Сама организация в различных формах существует с советских времён.
- В 2014 году увеличили мощности холодильников. У нас договоры хранения с четырьмя десятками компаний, в том числе судовладельцами. Покупатели - крупные оптовики, они поставляют продукцию в Петербург, Карелию, Москву. В том числе, конечно, в сети. Объем - около ста тысяч тонн в год. Что будет дальше - неясно, нам не говорят.
Развитие территории порта началось в 2015 году, когда на государственную площадку потянулись инвесторы. Свой вклад они оценивают в 1,7 млрд рублей. По мнению авторов обращения, у новой программы нет технико-экономического обоснования, власть не советовалась с теми, кто уже работает в порту.
Гендиректор компании - основного арендатора земли - АО “Мурманский морской рыбный порт” Олег Креславский рассказал, что о постановлении правительства узнал случайно.
- Его публикация вызвала панику как среди постоянных клиентов и бизнес-партнеров, так и среди работников организаций. Зачем нас сносить - мне непонятно. Все объекты либо в хорошем, либо в отличном состоянии. Единственное, что плохо и не отремонтировано - это два причала. Но они находятся на балансе федералов, ФГУП "Нацрыбресурс". Механизм тоже неясен, намекают на изъятие. На наши вопросы по существу не отвечают.
По данным Росрыболовства, есть и успехи в отрасли. Так, в январе-апреле 2022-го увеличилось производство мороженой рыбы на 16,6 тысячи тонн - до 31,5 тысячи; консервов - на 2,5 тысячи тонн, до 66,7 тысячи; икры осетровых - на 0,78 тонны, до 18,74 тонны.
По словам гендиректора ООО "Северный купец" Романа Кулика, он поставляет оптовикам по всей стране сельдь, скумбрию, путасу и мойву — более 30 тысяч тонн в год. Работает около 25 лет.
- Не понимаю я смысла этой реновации. Сейчас на территории - несколько холодильников на 45 тысяч тонн. У них в планах все снести и поставить на 20 тысяч. В чем логика - непонятно. Ясно одно: если нас остановят, нехватка рыбопродукции станет заметнее. Цена тоже. На Северо-Западе точно.
В государственном АО “Корпорация развития Мурманской области” сообщили, что проект реконструкции не входит в их орбиту.
47news задал официальному представителю правительства Мурманской области вопросы о параметрах реновации, расчетах, как она повлияет на рыбопромышленную отрасль Северо-Запада и России. И очевидное: как отразится программа на поставках в торговые сети и цены для населения.