Выговор, увольнение, суд, отказ в работе — мытарства сосновоборских учителей. О них они и рассказали 47news. Теперь слово за прокурором.
Сотрудники культуры и образования города Сосновый Бор направили в прокуратуру Ленобласти коллективную жалобу на дискриминацию в сфере труда. Свои подписи поставили семь человек.
"Осуществляется давление на руководителей образовательных организаций с целью принятия на работу в учреждение или увольнения "угодных" и "неугодных" педагогических работников", - пишут они в жалобе.
47news поговорил с теми, кто борется за свои должности уже после увольнения. О них и идет речь.
Директор Дворца культуры "Строитель" Олег Безинских в Сосновом Бору до 18 апреля должен освободить свою служебную квартиру. Проработал в ДК почти 5 лет, оставив карьеру оперного певца, преподавал вокал (он - обладатель редкого дара: единственный выпускник консерватории с голосом такого диапазона, на европейской сцене его звали "русским чудом"). Местная администрация выпустила распоряжение об увольнении директора 18 марта.
- Меня уволили без объяснения причин после того, как я подал заявление в полицию о хищении средств Дворца сотрудником, который занимался платными услугами. Я признан пострадавшим по делу. Этим я "испортил лицо администрации", как мне объяснили. Затем в мэрии выступали против моей идеи по реконструкции ДК. У меня был план по встройке нового концертного зала в старое здание. Но я без их согласия нашел поддержку выше... Никаких замечаний в моей биографии нет, уже в 19 лет я возглавлял "Дом культуры нефтяников". "Строитель" достался мне в разбомбленном виде, напоминал жуткий сарай. За время работы я привлек более 40 миллионов сторонних средств. Мы создали органный зал, свою студию, к нам приезжали мировые звезды. ДК начал сам хорошо зарабатывать за счет экономии средств - мы стали печатать афиши сами, больше проводить концертов и мероприятий...
Фото: Олег Безинских, сообщество "Дворец культуры "Строитель" г. Сосновый Бор", vk.com
Новым директором ДК "Строитель" 5 апреля назначен помощник главы городской администрации и танцевальный тренер Алексей Афанасьев, подтвердили в приемной. На сайте муниципалитета не размещен документ о проведении конкурса на замещение вакантной должности. О том, проводился ли он, собеседники в ДК не ответили. Увольнение Безинских обсуждалось на отчете главы администрации Михаила Воронкова 29 марта. Автор вопроса назвал случившееся "недоразумением".
"Я применил право, которое есть у меня в соответствии с 278 статьей Трудового кодекса, пункт 2, и больше ничего не скажу. Вы употребили такое слово — недоразумение. Если есть какое-то недоразумение, то есть право обратиться в надзорные органы, в комиссию по трудовым спорам. И там пусть люди занимаются", - ответил Воронков.
Олег Безинских направил заявление о нарушении трудовых прав в инспекцию. Под обращением к губернатору Ленобласти Дрозденко в его защиту "живую" подпись оставило 93 человека, а электронную петицию подписало 919 аккаунтов.
Методиста городского музея Анну Козневу сократили после того, как она полгода руководила учреждением в должности исполняющей обязанности директора. За это время она обнаружила нарушения в хранении документации и фондов музея. Но причину увольнения видит в другом — на руководящую должность уже был выбран другой человек.
"Творился полный кошмар. Папки с карточками, которые должны храниться вечно, были разбросаны. Директор сначала даже не могла их найти. Документы с приказами не были отсортированы по годам и хранились где попало — под столом, стульями, где только их не было. Я начала проводить сверку музейных фондов, которая давно не проводилась, но закончить не успела — на должность директора прислали человека, видимо, по знакомству, который никогда не был на управленческих должностях и не работал в музеях. Даже не закончился испытательный срок, а он уже был назначен, хотя опыта заполнения музейной документации у него нет. Меня обвинили в том, что я не закончила сверку, однако в мои обязанности это уже не входило. После начали снижать премии и сократили должность методиста. Хотя ранее мне в неформальной беседе заявляли, что я могу претендовать на должность директора", - рассказала Анна.
Она обращалась в суд после увольнения, но оспорить решение начальства ей не удалось. Устроилась в военкомат, вернуться к профессии не вышло — в городе музей только один, а опыта преподавания (по профессии — учитель истории) не было шесть лет.
На фото Анны Козневой - так выглядело хранилище музея в ноябре 2018 года
По данным местной администрации, среди сотрудников не выявлено злоупотребления должностными полномочиями, при этом квалификация нового директора музея признана соответствующей.
Учитель математики Галина Коровникова полгода не может устроиться на постоянную работу, несмотря, на то, что вакансия открыта минимум в четырех школах города. Отказы она связывает с успешным опытом в суде: летом 2020 года ей удалось оспорить решение об её сокращении из Сосновоборской спецшколы. Спустя год работы там её уволили вновь.
- Сначала соглашаются, потому что учителей математики и так нет, а потом отказывают - запрещают сверху. Директор спецшколы видела во мне конкурента, поэтому лепила мне надуманные выговоры: то прогул за командировку, то за посещение врача. Сейчас я оспариваю в суде выговор, который мне сделали, когда я ходила в рабочее время на прививку, предупредив об этом начальство. Я бы и второе увольнение оспорила, но уже сил никаких нет после полутора лет тяжбы. Когда меня восстановили, я все еще судилась со школой, начался прессинг — унижали, оскорбляли, начались неврозы и больничные. Сейчас меня взяли по срочному контракту только на два месяца уже в другое учреждение.
Преподавателю сольфеджио и дирижеру Елене Широковских удалось вернуться к работе в детской школе искусств "Балтика" после решения городского суда. В феврале прошлого года с неё сняли два дисциплинарных взыскания, вынесенные с формулировкой "за нарушения норм профессиональной этики", а также школа выплатила ей моральный ущерб.
"Когда мы переходили на дистант, руководство нас забило бумагами. Мы сидели с ними до ночи. Задание выкладывали со своих телефонов и планшетов, утвержденные программы не грузились на них. Руководство просто переложило на нас свои обязанности, и я не выдержала — высказала все. На меня написали докладную и одним днем меня отстранили от работы. После суда меня восстановили, на мои уроки приходили проверяющие", - вспомнила музыкальный педагог, она продолжает вести занятия этой же школе.
Учитель начальных классов Светлана Стурова из второй школы тоже подписала жалобу. В её обязанности классного руководителя входит выдача бесплатного молока классу. В начале года она обратилась в прокуратуру с просьбой проверить его качество, потому что дети отказывались его пить — приходилось выбрасывать. Речь о "Станичном" молоке Кагалицкого завода, на которое жаловались и гатчинские школьники. 47news сам его пробовал и отправил на экспертизу, которая показала, что жирность продукта меньше заявленной на упаковке.
На фото Светланы Стуровой: столько молока оставалось каждый день после раздачи детям
- После того, как я подняла вопрос о качестве молока, на меня в школе стал оказываться психологический прессинг. Директор никак не реагировала на то, что дети не пьют молоко и настроила против меня коллектив. Выписала выговор за то, что меня не было на уроке, хотя в это время я ходила с ребенком к врачу и попросила коллегу меня заменить.
Согласно решению городской прокуратуры, экспертиза показала, что "Станичное" соответствует установленным требованиям. Несмотря на это, из-за жалоб родителей в марте его заменили на "Милушку" от "Южного молочного завода" (Краснодарский край).
По словам Стуровой, новое молоко тоже пьют плохо. 7 апреля она подала заявление в сосновоборскую полицию с просьбой провести проверку в отношении руководства школы, а также сделать экспертизу кубанского молока.
Восстановления в должности через суд добивается бывший директор второй школы Неля Слуцкая. Мы писали, что её уволили в ноябре прошлого года после "туалетного конфуза" на уроке.
Дозвониться до главы администрации Соснового Бора Михаила Воронкова не удалось, телефоны его заместителя по социальным вопросам Татьяны Горшковой и председателя комитета образования Натальи Шустровой тоже молчали.
Анна Медведева, 47news