У проектировщика ледоколов сменилась власть. Теперь легендарным петербургским ЦКБ "Айсберг" управляют нефтяники. Так разделилось судостроение России.
С 11 февраля петербургским АО "Центральное конструкторское бюро "Айсберг" управляет входящее в группу "Роснефть" АО "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" (ДЦСС). Новая управляющая компания декларирует две задачи: контроль за 14-ю верфями и морскими проектировщиками "Роснефти" и координацию создания судостроительного комплекса "Звезда" в Приморье. На "Звезде" в 2027 году должен появиться головной суперледокол серии 10510 "Лидер", который оставит в малышах недавно отправившихся покорять Арктику и пока мощнейших в мире его братьев серии 22220. Автор обеих серий - питерский "Айсберг". Предыдущий шаг - отказ от публичности.
ЦКБ "Айсберг" - не только один из символов российского судостроения, но и Петербурга как морской столицы. Компания создана в 1947 году для проектирования арктических судов. Хронология достижений начинается с 1956-го, когда по проекту "Айсберга" заложили первый в мире атомный ледокол "Ленин". Впрочем, в Петербурге с 2012 года уже два "Айсберга", второй - АО "ЦКБ "ОСК-Айсберг", но располагается в том же доме на Большом проспекте Васильевского острова. Это символично или непорядок: "Роснефть" и "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) фактически делят друг с другом отечественное судостроение.
Управляющую теперь "Айсбергом" ДЦСС возглавляет Андрей Шишкин, вице-президент "Роснефти", чья зона ответственности - информатизация, инновации и локализация. Он и есть первое лицо петербургского "Айсберга" и как следствие - ответственный за проектирование всех ледоколов РФ. Впрочем, де-юре представителем компании пока остается генеральный директор, он же главный конструктор Александр Рыжков (с 2014 года указанный в ЕГРЮЛ как "лицо, имеющее право действовать без доверенности").
"ОСК-Айсберг" управляет врио гендиректора Дмитрий Клешнев. Он ставленник ОСК.
"Айсберг" перешел "Роснефти" в октябре 2020 года, после того, как президент России разрешил продать госпакет его акций - 65,49%, оформленные на петербургское ФГУП "Крыловский государственный научный центр". К концу 2021-го владелец более 90% "Айсберга" - контролируемое Роснефтью АО "Современные технологии судостроения" (СТС). Часть акций "Айсберга" СТС приобрели у ОСК. Принадлежащая СТС самая молодая и самая грандиозная верфь страны - "Судостроительный комплекс "Звезда" - строит в Большом Камне Приморского края танкеры высокого ледового класса и атомоходы "Лидер" серии 10510. Они мощнее "Арктики" и близкую к нему серию 22220 в 2 раза (120 мегаватт против 60-ти).
В середине 2021 года в совете директоров "Айсберга" представителей ОСК уже не было - последними оттуда ушли гендиректор Балтийского завода Алексей Кадилов и топ-менеджер госкорпорации Максим Котов. А с августа прошлого года "Айсберг" из публичного акционерного общества превратился в непубличное. Это означает менее строгое регулирование со стороны государства и уменьшение требований к раскрытию информации. Можно сказать, что в прошлом году "Роснефть" отгородила самое главное гражданское судостроительное КБ страны от информационного пространства, а теперь окончательно поделило российское судостроение на две части - свое и то, что под контролем ОСК.
Заметим: у ОСК 47 предприятий против 15-ти судостроительного дивизиона "Роснефти". За каждой частью стоит по госкорпорации.
"Безусловно, "Роснефть" и ОСК поделили российское судостроение на две части, и эти части обречены друг с другом конкурировать. Но в данном случае я бы назвал конкуренцию условной. Во-первых, все верфи страны, кроме контролируемой Роснефтью "Звезды", способны строить суда с максимальным дедвейтом (масса всего, что можно погрузить на судно) 70 тысяч тонн. У будущих танкеров "Звезды" дедвейт, напомню, превышает 100 тысяч тонн. Никто больше таких крупнотоннажных судов в России в обозримом будущем не построит. Поэтому, тут есть определенное естественное разделение, оно в ряде случаев окажется сильнее конкуренции. Во-вторых, "Звезда" стала второй верфью, получившей гражданскую лицензию на производство судов с ядерными силовыми установками (первая у Балтийского завода). Но специалистов от этого больше не стало, и заказчик один - государство. Значит, при любой конкуренции работники Балтийского завода будут ездить в Большой Камень и помогать коллегам из "Звезды". Больше некому…", - размышляет с автором заместитель генерального директора АО "ЦНИИ Морского флота" Александр Буянов.
На Балтийском заводе подтвердили слова эксперта насчет условности конкуренции. По словам представителя предприятия, все проекты для него готовит "Айсберг" Роснефти, а с принадлежащим заводу "ОСК-Айсберг" сам завод не работает. В ОСК признались: их "Айсберг" занимается сейчас исключительно техническим сопровождением работы плавучей атомной теплоэлектростанции (принадлежит АО "Концерн Росэнергоатом", входит в госкорпорацию "Росатом")
Выручку "Айсберга" Роснефти от продаж за 2020 года СПАРК оценивает в 1,7 млрд рублей, тот же показатель "ОСК-Айсберга" пожиже - 111 млн. "ОСК-Айсберг" указан в системе как микропредприятие с численностью сотрудников на конец 2020 года 44 человека, а численность его тезки из Роснефти в это же время - 418 человек.
Интересно, что профилем "Айсберга" указаны "научные исследования и разработки в области естественных и технических наук", а профилем "ОСК-Айсберга" - "деятельность в области архитектуры, связанная с созданием архитектурного объекта". Либо формально этот "Айсберг" никакого отношения к судостроению не имеет, либо согласимся, что со стороны ледокол выглядит как архитектурное высказывание.
Лев Годованник для 47news