Санкции Евросоюза приносят хороший доход для белорусских нефтепродуктов. Он может составить под $70 млн в год, но это если зайти в правильный наш порт и к проверенным людям.

О том, как это происходит, 47news узнал от сотрудника рижского порта. Наш собеседник там, а мы - здесь, поэтому он попросил помолчать о своем статусе и имени (запись, конечно, есть).

19 февраля 2021 года Россия и Белоруссия подписали межправительственное соглашение о перевалке более 9,8 млн тонн белорусских нефтепродуктов в российских портах в 2021–2023 годах. Срок действия соглашения — до 31 декабря 2023 года, но оно может быть автоматически продлено. Так Александр Лукашенко отреагировал на угрозу Литвы санкциями из-за реакции белорусских властей на проходившие в этой стране протесты. Речь идет о нефтепродуктах белорусских НПЗ, которые ранее возили железной дорогой в порты прибалтийских стран, где заливали в танкеры, в основном, для отправки в Африку.

- Немного неожиданно слышать про белорусские нефтепродукты в привязке к Риге - суть санкций как раз в том, чтобы миновать Прибалтику.

- Все так думают, тем более, что это правда, - вернее, часть правды. Рига для них не порт разгрузки, а место для фокусов, иллюзион, если хотите. Все мы помним, что этот порт пребывает в глубоком упадке - он исторически работал с российскими грузами, а Кремль несколько лет назад дал установку перетащить их в российские порты, прежде всего, в Усть-Лугу - поэтому там готовы взяться за что угодно. Применительно к белорусским нефтепродуктам - танкеры заходят в рижский порт, где им полностью меняют документы о происхождении груза. Оттуда они следуют в Вентспилс, но туда приходят суда с нефтепродуктами, оформленными как приобретенные, скажем, в Казахстане с портом отправления Рига, то есть, из порта Евросоюза - судя по документам, в них не остается ничего белорусского или российского.

- Кстати, а почему Вентспилс?

- Там базируются крупные трейдеры, которые перепродают нефтепродукты, они формируют судовые партии, перегружают их на океанские танкеры и отправляют по всему миру. Белорусские нефтепродукты, в основном, отправляются в страны Африки.

В феврале 2021 года стали известны компании, которые будут переваливать белорусские нефтепродукты в российских портах - это ООО "Портэнерго" Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко в Усть-Луге и АО "Петербургский нефтяной терминал" (ПНТ) Михаила Скигина и членов его семьи в Петербурге.

- Не проще ли везти их в Африку прямо из Усть-Луги или из Петербурга?

- Проще, но не выгоднее. Когда Лукашенко решил наказать Евросоюз, он назначил отвечать за исполнение "наказания" парочку компаний - они занимаются новой логистикой. Люди в этих компаниях быстро сориентировались и поняли, что намного выгоднее менять не логистику, а её оформление. Тут как раз подоспел свежий повод для манипуляций.

В конце июня 2021 года Евросоюз ввёл четвертый пакет санкций в отношении Белоруссии. В санкционный список попали 78 человек и 8 компаний, включая главу группы "Сафмар" российского миллиардера Михаила Гуцериева, которая в период кризиса 2020 года поставляла нефть белорусским НПЗ. Попала под санкции и "Новая нефтяная компания", единственная частная структура, обладающая правом на экспорт нефтепродуктов из Белоруссии и импорт нефти в страну.

- Белорусским НПЗ они объясняют: из-за новых санкций Евросоюза ваша продукция непродаваема, снижайте цену на $17-20 с тонны - на эти деньги мы организуем заход танкеров в Ригу и замену там документов, из которых видно происхождение грузов. И те снижают - им же сказали работать с конкретными компаниями.

- $17-20 с тонны - много или мало?

- Мы говорим примерно про 300 тысячах тонн нефтепродуктов в месяц, это 3,6 млн тонн в год. Получается около $70 млн. Неплохой, в принципе, гешефт.

- Но художества в Риге ведь сколько-то стоят …

- Чуть больше $2 с тонны портовые сборы, столько же - погрузо-разгрузочные работы, которых реально нет, ещё чуть-чуть - на переделку документов... там прилично остается.

- А сколько это на фоне общей цены?

- Светлые нефтепродукты торгуются сейчас в Роттердаме примерно по $715 за тонну - мы равняемся на роттердамские расценки. В эту сумму должны поместиться $8 за фрахт судна от Риги до Вентспилса, $5 за художества в Риге, $6 за доставку груза из Петербурга в Ригу, $10,5 за перевалку из железнодорожных цистерн в танкеры в петербургском порту, $5 за их доставку железной дорогой в Петербург. Итого где-то $35 за тонну, остальное - продажная цена нефтепродуктов на белорусских НПЗ, из которой и вычитаются $17-20 за "непродаваемость" и "корректировку" документов.

- Кто же в этой истории потерпевший?

- В финансовом плане - граждане Белоруссии, потому что в её бюджет поступает меньше налогов из-за снижения отпускной цены на те самые $17-20 с тонны. Межправительственное соглашение предполагает экспорт примерно 10 млн тонн нефтепродуктов - значит, мы говорим о налогах с $200 млн. А политически - потерпевший президент Лукашенко, потому что его обманывают. Не будем забывать и про 50-процентную скидку, которую "Российские железные дороги" предоставляют на поставку белорусских нефтепродуктов до Петербурга или Усть-Луги от белорусской границы - это около 500 километров, между прочим, за которые платят 21 000 рублей за железнодорожную цистерну вместо 42 000. Этот минус уже нам - российским налогоплательщикам.

Лев Годованник для 47news