Миллиардер Владимир Голубев приобрел нефтеналивной порт в Витино. В перспективе - Северный морской путь направо и налево.
- Ну как, 1 апреля зальете первый танкер? - поинтересовался 47news у Дмитрия Сафонова, кого в ближайшем окружении бизнесмена Голубева отрекомендовали как будущего генерального директора.
- Мы такого не обещали. И вообще, - это же 1 апреля, - рассмеялся топ-менеджер.
Это - своего рода эпиграф к тому, что сооснователь и вице-президент холдинга "Адамант" Владимир Голубев стал стопроцентным владельцем ООО "Норд стар" 16 декабря - об этом свидетельствует СПАРК. Прошлой осенью компания попала в первую пятерку резидентов Арктической зоны РФ (АЗРФ), что позволяет рассчитывать на финансовую поддержку государства. Предыдущий владелец - казахстанский миллиардер Кенес Ракишев теперь никакого отношения к строительству нефтеналивного терминала в Витино не имеет. Если говорить про Мурманскую область, Владимиру Голубеву придется конкурировать с Мариной Петровой, вдовой убитого в прошлом октябре "ночного губернатора Выборга" Александра Петрова. Частично принадлежащий ей "Первый мурманский терминал" лидирует в морской перевалке нефтепродуктов в регионе. Впрочем, он - в Баренцевом море, а Витино - на берегу Белого.
ООО "Норд стар" как резидент АЗРФ может рассчитывать на снижение ставки налога на прибыль в течение 10 лет после получения первой прибыли (до 5% первые 5 лет и до 10% вторые), обнуление ставки налога на имущества первые 5 лет, земельного налога на 3 года и возмещение части расходов на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Правительство Мурманской области со своей стороны обещает административную поддержку, в том числе, в инфраструктурных вопросах.
После приобретения в прошлом году заброшенного нефтеналивного терминала в Витино "БТА банком" Кенеса Ракишева проект изрядно штормит. Сначала сообщалось о планах по перевалке там минеральных удобрений, потом вернулись к идее торговли нефтепродуктами. В феврале пообещали инвестировать на "перевооружение" терминала 3 млрд рублей. В конце марта назвали подозрительно точную дату прихода первого танкера - День смеха 1 апреля 2022 года. Этот информационный импульс со стороны "Норд стара" был последним. Сегодня даже всегда словоохотливая пресс-служба губернатора Мурманской области от комментариев отказалась – нам рекомендовали обратиться к инвестору.
- И когда зальете первый танкер?
- К концу 2022 года, думаю, справимся.
- Минеральные удобрения?
- Позвольте, какие удобрения? Порт спроектирован под нефтепродукты, их там лет 10 назад многие топливные компании переваливали. Будем грузить газовый конденсат и дизельное топливо, танкеры пойдут из Белого моря в Баренцево и дальше по Северному морскому пути.
- Направо или налево?
- И направо, и налево - где закажут.
- Но направо сложно, там плохо исследованная восточная часть СМП с тяжелой ледовой обстановкой.
- Это не мешало НОВАТЭКу в прошлом десятилетии из того же самого Витино возить газовый конденсат во Владивосток и дальше в Китай. А сейчас СМП активно развивается - проблем быть не должно.
- И какие планы по мощности? Проектные 12 млн тонн в год?
- Ну, пока это слишком. Терминал в Витино никогда больше 4,5 млн тонн в год не поднимал - к концу 2022 года на этой цифре и остановимся. А на втором этапе попробуем развернуться до 12 млн тонн, но это уже конец 2023 года.
Дмитрий Сафонов говорит, что об инвестициях в 3 млрд речи не идет. По предварительным прикидкам, для запуска первой очереди терминала должно хватить 1-1.5 млрд, вторую очередь надо просчитать. По сложившейся практике, перевалка 1 млн тонн нефтепродуктов в год требует вложений в 10-15 млн долларов.
С вопросами обосновать ранее заявленные размеры инвестиций и сроки реализации проекта он просил обращаться к их авторам - предыдущим владельцам.
Лев Годованник, 47news