Экс-следователь и торговец запретным из Киришей два десятка лет бегал от приговора. Его бы талант - да в оперативное русло. А в итоге взяли как сварщика, под пальмой в Сочи.
Как стало известно 47news, 26 ноября 47-летний сварщик курортных строек Сергей свернул на улицу Виноградная в Сочи, где у одной из пальм его попросили постоять, а затем взяли под руки маршалы-розыскники УФСИН. Работяга в горном штурмовом костюме не стал перечить троице в штатском. Так завершилась операция по розыску экс-следователя из Киришей Сергея Занько. В бегах он - 22 года, считай, полжизни.
47news внимательно посмотрел на того, кто смог на нелегальном положении пережить миллениум, шесть олимпийских циклов и несколько экономических кризисов. По информации нашего издания, Сергей Занько с 1997 по 1999 год работал следователем в милиции родного города Кириши. Так вышло, что ему пришлось взять на хранение у одной бабушки две иконы, а святые лики взяли и пропали. Старушка хоть и питала слабость к артефактам православной веры, но по-советски искренне пошла искать заступничество в милиции. В итоге возбудили уголовное дело о мошенничестве, а Сергею пришлось покинуть эту самую милицию и не по своей воле.
Сказав органам до свидания, Занько, судя по приговору, нашёл себя в торговле наркотиками и даже оптом. Приторговывал недолго. Вскоре уже томился в "Крестах". И вроде бы кривая выводила, Сергея отпустили из-под стражи под залог в 100 тысяч рублей. Но один из знакомых, говорят, порекомендовал: "Срок выйдет приличный, уезжай". Он, в свои 25 лет, и рванул.
Из 22-х лет подполья Сергей десять лет прожил в признанной нами, но далеко не всеми Абхазии. Там у него мама. Последние шесть лет жил в Сочи. Трудился сварщиком. Причём был на хорошем счету, проходил по разряду квалифицированных рабочих. По "русскому Монако" передвигался на "Ниве".
Пока мужчина скрывался, в сентябре 2008 года Киришский городской суд Ленобласти заочно приговорил его к пяти с половиной годам лишения свободы — за мошенничество и наркотики в особо крупном (сейчас по этому составу нижняя планка - десять лет).
Понятно, что в бегах надо было справить новый паспорт. У него получилось. В поддельных метриках экс-следователь остался Сергеем Константиновичем, но по фамилии стал Семёнов. К настоящему возрасту накинул два лишних года.
В ходе подготовки статьи об удивительных похождениях Сергея 47news вышел на петербургского адвоката Андрея Макаркина. Он известен, в том числе, и защитой другого известного жителя Киришей - бывшего начальника ОМВД Киришского района Дмитрия Тимченко. Тут снова зизгзаг. Оказалось, что действующему юристу был более чем знаком герой. В начале 90-х он учился вместе с Сергеем в петербургской Высшей школе МВД, занимался с ним у одного тренера по дзюдо, а потом они вместе работали следователями в Киришах.
Если широкими мазками, то в молодости Сергей Занько был ещё та сорви-голова, чудачил и оригинальничал напропалую.
- Он физически очень хорошо подготовлен, много железом занимался, сам невысокого роста, но ловкий, гибкий. Когда к нему в квартиру вломился десяток оперативников РУБОП и уголовного розыска, он им прилично так сопротивление оказывал, - вспомнил самый конец XX века экс-следователь Макаркин.
Как оказалось, Занько блистал и в интеллектуальных боях. Товарищ характеризует его как глотателя книг и приятного собеседника, располагающего к себе обаятельного человека, который пользовался успехом у дам.
- Как можно из следователя с таким набором качеств уйти к наркотикам? - спросил 47news.
- Это по версии следствия, совершал ли он эти преступления или нет, судить не могу. Понимаете, он человек большой энергии и потенциала, типичный пассионарий. Тогда система полиции не дала ему реализоваться. Его бы таланту правильное применение, он бы огромную пользу принёс. С его любовью к общению мог бы стать блестящим дипломатом, переговорщиком. А мы же заканчивали ведомственный вуз. При распределении вынуждены были поступать на те должности, которые нам навязывались. Человек его характера вряд ли мог работать следователем. Нужна усидчивость, а он очень деятельный. Долго в сжатых условиях не может работать. Дали бы ему возможность раскрыться как оперативнику, он бы раскрывал самые хитрые схемы и задержал бы много преступников. Кстати, он не проявлял жестокости к людям. Без чувства мести, без агрессии, - говорит собеседник.
Ещё один эпизод. По словам Макаркина, когда Занько этапировали для следственных действий в ИВС города Кириши, так получилось, что в одной камере он оказался со своими бывшим подследственными. Тем не менее, наладить коммуникацию смог и какое-то время благополучно существовал с ними бок о бок.
Что касается самой розыскной операции, то маршалы регионального УФСИН, как уже привычно называют оперативников розыскного отдела по аналогии с коллегами из США, работали по Занько-Семёнову пару-тройку месяцев. Скорее всего, получили какой-то сигнал. Стоит напомнить, что к концу 2016 года в оперативные подразделения УФСИН передали все розыскные дела из полиции, касающиеся осужденных заочно, начиная с 1991 года. Розыскникам УФСИН по Петербургу и Ленобласти достались 250 таких дел. Дошли руки и до Серёги из Киришей.
Александр Калинин,
47news