47news узнал у практикующих адвокатов, как бы они выступили в суде по сюжету, где петербурженке грозит год за фото своей пятой точки на фоне то ли храма, то ли музея.
После Pussy Riot в Москве, покемонов блогера Соколовского в Екатеринбурге своё резонансное дело об оскорблении чувств верующих получил и Петербург. Блогершу Ирину Волкову задержали в минувшую субботу за фото годичной давности. В тот же день СК возбудил дело. Но суд, правда, отказался избирать ей меру пресечения и отпустил домой.
Писатель и адвокат Никита Филатов, Адвокатская палата Санкт-Петербурга.
Никита Филатов, с сайта Книжной лавки писателей
"Вся эта история явно выходит за рамки закона и здравого смысла. Пожалуй, она больше похожа на очередное соревнование в глупости и пошлости между голозадой девицей и ретивыми бездельниками в погонах, которые возбудились уголовным делом. Именно так я бы и сказал в своём выступлении в суде. Для остального нужно читать материалы дела".
Адвокат Наталья Шатихина, кандидат юридических наук, управляющий партнёр "CLC".
Наталья Шатихина, скриншот YouTube
"Хотелось бы думать, что до суда не дойдёт. Потому что там нет состава. Нужно помнить, что статья все-таки называется "Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий". Это преступление против базового конституционного права, которое включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
Таким образом, оскорбление чувств верующих должно мешать человеку существовать в соответствии с тем, как требует его религия, а не толковаться в духе "вот пять верующих, они оскорблены - бинго!".
Я уже не говорю, что данные действия должны быть совершены с прямым умыслом, а на фото Исаакий занимает меньше 20% кадра. Совершенно очевидно, что фото, каким бы вульгарным оно ни было, просто захватило "открыточный" вид. Ни о какой святости места там, очевидно, никто не думал.
Не хочу напоминать, предполагается, девушка создана "по образу и подобию", или про евангельский сюжет с Иисусом и грешницей. Истинно верующего должна оскорблять мысль, что его веру можно поколебать чьей-то фотографией в Инстаграме.
А ретивым борцам за чувства православных можно предложить реализовываться за счет граждан, украшающих разнообразные части своего тела православными куполами. С ними очень полезно вести споры о богословии.
Адвокат Николай Полозов, защищал Марию Алёхину в деле Pussy Riot после акции в Храме Христа Спасителя.
Николай Полозов, скриншот YouTube
"В таких делах главное – экспертиза. Исследование, которое определит, насколько месторасположение человека, его частей тела, ракурс, освещение и прочее могут влиять на нравственные страдания людей, которые относятся к социальной группе "верующие". Если же говорить о защитительной речи адвоката в таком процессе, то она, конечно же, могла бы быть построена по принципу игры на поле самих верующих, обратясь к священному писанию, где Бог создавал человека по своему образу и подобию. Навряд ли какая-то часть Бога может оскорбить верующих. Если человек создан по такому же образу и подобию, то каким образом часть человека может оскорблять верующих? Это если мы говорим о контексте нарушения чувств социальной группы "верующие", потому что нарушение общественного порядка - это немного другая история. Это про всех вообще. К данной категории могут относиться и представители других конфессий, и атеисты. И подобная история в контексте нарушения общественного порядка вполне возможна. Что же касается верующих, то нужно максимально запасаться ссылками на Ветхий завет, где неоднократно в различных вариациях различные части человеческого тела повторяются в разных ситуациях. И никого это не оскорбляет. Несмотря на то, что это написано в самой книге, что сами верующие произносят это при изучении этих текстов. Что же касается судьи, к которой будет обращён спич юриста, то, по крайней мере, у судьи есть те же части тела. И дальше вопрос, насколько оскорбляет само наличие этих частей тела уважаемый суд. Много можно нюансов обыгрывать. Важно понимать одно – само внедрение в законодательство такого понятия, как "оскорбление чувств верующих", очень размыто. Правоприменительная практика по этой статье, конечно же, будет желать лучшего, в силу очевидной несправедливости наказания.
Сейчас в нашем очень нравственном обществе, где государство насаждает нравственность железной рукой, найти экспертов по теологии и культурологии нет никаких проблем. Но такие возможности есть и у защиты. Может статься, что дело потонет в войне экспертиз, когда каждая сторона будет приносить свою экспертизу не менее уважаемого эксперта. Но, к сожалению, независимость российской судебной системы, особенное если это касается резонансных дел, приводит к тому, что судьи, как раньше говорили, "руководствуясь революционной необходимостью", начинают понимать момент. Даже давления не нужно. Внутреннее самосознание может давать оптимальное решение для власти в целом, в надежде на то, что впоследствии это может быть замечено и вознаграждено. Это серьёзная проблема, но это не про это дело.
Адвокат Вадим Клювгант, партнёр, соруководитель уголовно-правовой практики коллегии адвокатов Pen & Paper.
Вадим Клювгант, из личного архива
"Похоже, усилиями силовиков и множащихся доносчиков на горизонте общественной и правоприменительной жизни возникает новое явление: конкуренция оскорблённых чувств. Прямо как в народном эпосе: направо пойдёшь, налево пойдёшь, прямо пойдёшь... Так и с селфи в центре города: лицом сядешь, спиной встанешь, боком - вокруг статусные органы и пафосные места, того и гляди - кто-нибудь заявит об оскорблённых чувствах от имени верующих, общества, государства, власти или социальной группы. Всерьёз всё это обсуждать действительно невозможно, лучше "гарик" процитировать (четверостишье поэта Игоря Губермана – ред.): "Повсюду, где забава и забота. На свете нет страшнее ничего. Чем цепкая серьёзность идиота И хмурая старательность его...".